По поводу победы Единой России сомнений не возникает
В целом, я думаю, что итоги были ожидаемы. Единая Россия победила, причем победила с хорошими результатами. Как по спискам, так и по количеству одномандатных округов. Вы знаете, что изменился порядок выборов в Городскую Думу, и сейчас избирались из 35 мандатов - 25 по одномандатным округам и 10, соответственно, по списку.
Неожиданная победа ЛДПР
Но были и неожиданности для некоторых наблюдателей, в частности. Сенсации называют победу ЛДПР, скажем так, по отношению к другим партиям, помимо Единой России, они заняли второе место. Партия ЛДПР получила 14,6%, что является результатом, превосходящим и КПРФ, и все остальные партии.
Для кого-то это было неожиданностью, но для тех, кто наблюдал тенденции развития политических симпатий и колебаний в разные полюса, то мы видим, что это было понятно. Потому что в последнее время партия КПРФ теряла свои позиции, несмотря на все усилия, а, соответственно, партия ЛДПР оседлала современные тренды.
Все помнят, скажем, нейросеть Жириновский, другие интересные, как молодежь говорит, хайповые, заявления и различные инициативы. И в этом смысле она оказалась созвучна тем тенденциям, которые возникли сейчас. И, собственно, именно поэтому, ЛДПР называют второй партией в стране. И она претендует именно на это. По крайней мере, по стране разрыв.по отношению к КПРФ увеличился на 11%.
Явка – не очень важный показатель
Кто-то считает, что интерес есть, кто-то считает, что интерес не очень, потому что явка была не очень высокая. Я думаю, что в данном случае, конечно, значение явки преувеличено.
У нас нет сейчас порога явки, поэтому все как-то вот живут старыми мифами о том, что это очень важный фактор. Я думаю, что с точки зрения политических результатов, он не очень важный. Потому что, если партия побеждает и завоевывает те позиции, на которые она претендовала, это в принципе ее победа.
Как она это сделала, это уже другой момент. Это выбор технологических приемов. А в целом, безусловно, выборы были очень интересные и конкурентные. Мы видим, что по Екатеринбургу конкуренция составляла 6-7 кандидатов в целом на место. И это очень хороший результат. Учитывая, что количество одномандатных углов увеличилось, поэтому, казалось бы, количество конкурентов должно было распределиться по одномандатным углам. Нет. Желающих было довольно много, потому что все понимали, что пройти партийный барьер будет очень сложно. То есть 10 мандатов – это очень жесткая конкуренция. А те одномандатники, которые хотели попробовать себя в политике, пошли по одномандатным округам. Я считаю, это хорошая школа партийной жизни, политического роста и приобретения определенного политического опыта.
Функционал Екатеринбургской городской думы
Ну, дело в том, что город у нас быстрорастущий, у него очень мощные тенденции в динамике развития, поэтому влиять на процессы, происходящие в городе, хотели бы многие. Это могут быть представители общественности, финансовых сфер, строительных корпораций. Все хотели бы как-то участвовать в этом процессе, потому что это означает, что человек не только добивается результатов в части лоббирования своего бизнеса, но и он сам растет, как политически, так и социально, и это хорошая форма для индивидуального роста.
Конкуренция здесь была достаточно оживленной. Но тут, конечно, были свои нюансы, связанные с тем, что участники этого процесса, может быть, не всегда знали технологические приемы. И, собственно, пример и успех ЛДПР показывает, что, владея политическими технологиями, можно добиться результатов.
«Кандидаты, не жалейте денег на социологию»
И еще скажу: кандидаты, не жалейте денег на социологию. Это истина, на которой вообще строится избирательная кампания. Поэтому, когда некоторые кандидаты говорили мне, что они не делают социологию, я говорил, ну что ж, вскрытие покажет. Я имею в виду вскрытие урн, потому что это показывает, во-первых, развитие своего собственного бренда, имиджа или той или иной фамилии, которая участвует в выборах, ну и, соответственно, то, как необходимо сконцентрировать свои усилия для того, чтобы одолеть своего конкурента.
Как электронно-дистанционное голосование повлияло на ход выборов?
Те, кто является лидерами в данном случае списка, они сделали упор в том числе и на дистанционное электронное голосование (ДЭК).
Мы понимаем, что за ДЭКом будущее. То, что не форсировали вовлечение электората в этот процесс, это хорошо. Потому что чаще всего это вызывает неприятие, когда человека заставляют или как-то упрашивают. Но с другой стороны, информирования, мне кажется, было недостаточно.
Нужно было больше информировать людей о том, что есть такая возможность. Я думаю, сейчас, увидев успехи ДЭК, многие сделают выводы о том, что, это всё-таки привлекательная часть, технология, которая позволяет человеку удобно, спокойно, открыто и, сохраняя свою приватность, проголосовать. Для молодёжи это, по-моему, очень интересная форма поучаствовать в этом процессе.
В Екатеринбурге на голосование зарегистрировалось 70 тысяч человек, 90% из них проголосовали
Кстати, мы заметили, что в Екатеринбурге зарегистрировалось более 70 тысяч голосующих, 90% из них проголосовали. Это как раз то, к чему мы призываем. Некоторые мечтают, что у нас будет стопроцентная явка. Возможно, когда-то и будет. Если мы когда-то будем переходить на ДЭК. Хотя я считаю, что традиционная форма должна сохраняться. Пусть это дань традиции, пусть это дань каким-то другим привычкам.Функционал Центра общественного наблюдения
Я считаю, что это очень правильная инициатива. И Екатеринбург в этом смысле показывает пример, потому что у нас очень хорошо организован этот процесс. Это позволяет наблюдать за всеми избирательными участками, позволяет фиксировать все результаты выборов, и они сохраняются более трех месяцев.
Это резко сократило разного рода провокации. Кибератаки были, но не было тех провокаций, которые были раньше. Фейки с подставными избирательными участками, в этот раз они не были использованы, и это хорошо. Потому что все прекрасно понимают, что этот фейк разоблачается очень быстро.
То есть любое вбрасывание фальшивой информации, то, что было популярно еще пять лет назад или даже три года назад, сейчас не работает. Ну и избиратели у нас все-таки более или менее подкованы, а уж уральские избиратели тем более.