Депутат государственной думы, Председатель Комитета по государственному строительству и законодательству, соавтор нового законопроекта «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» Павел Крашенинников рассказал ОТВ о грядущих изменениях.
Данный законопроект меняет систему публичной власти. Почему вы решили его разработать? И именно сейчас?
— Во-первых, я бы хотел поблагодарить всех избирателей за то, что проголосовали на выборах. Мы будем продолжать работу в Государственной думе и в хорошем смысле лоббировать интересы Свердловской области.
Что касается самого закона. Он, конечно, развивает положение Конституции. Так, как раз появились нормы публичной власти, появился закон о Конституционном суде, где говорится, когда могут отменяться акты субъектов федерации, кто несёт ответственность, когда решение суда не исполняется, когда несёт ответственность губернатор, а когда Законодательное собрание.
У нас появился новый закон о Правительстве, новый закон о Госсовете, который говорит не только об этом органе, но и о согласительных процедурах.
Конечно, сам закон об органах власти субъектов, он был весь в заплатах, был старый, во многом не отвечал тем требованиям, которые предъявляются к такого рода документам.
Мы сразу после подготовки Конституции стали готовить, в том числе, это акт. Подготовили закон, который во многом решает вопросы, особенно по поводу полномочий, особенно по поводу финансирования передачи полномочий, с Федерации или когда субъект муниципалитетам отдаём. Это всё очень важно.
Есть, конечно, вопросы на злобу дня. Как будет называться глава региона? Как назывался у нас в области губернатором, так и будет. Всё зависит от Устава, а нет от этого закона. Как будет называться Законодательное собрание? Оно у нас так и называется.
Мне, кажется, закон важный. Он даёт возможность в современных условиях развиваться России и Свердловской области.
То есть в Татарстане есть президент, он так и останется президентом?
— Президентом — не может быть. Глава региона может быть, допустим, мэром или губернатором, или просто главой. Поэтому насчет президента – нет. И в действующая редакция закона это не допускала. Здесь история немножко другая.
Название должности главы региона подразумевает изменение полномочий? Или всё остается на своих местах?
— Сама по себе смена названий не влияет на полномочия. Но, например, в самом законе говорится о высшем исполнительном органе. Губернатор сам вправе возглавить правительство, либо назначить председателя правительства на этот орган. Говорится о возможностях с точки зрения законотворческой и управленческой. Эти вопросы решаются. Само по себе как называется? Как они были губернаторами в основной части субъектов РФ, так и остаются.
Глава региона – это просто общий статус для высших должностных лиц субъектов РФ. Просто общий знаменатель. Здесь ничего не меняется.
Это такой закон, который выстраивают логику взаимодействия при публичной власти и взаимодействия с гражданами. Там прямо у нас идут перечисления, какие полномочия у субъектов, и большой перечень, тоже в соответствии с новой Конституцией, очень подробно указано, когда и где при передаче власти, какое финансирование при передаче полномочий. Сейчас, мы знаем, здесь бывает путаница.
Менять свои полномочия губернаторы смогут самостоятельно или по согласованию, допустим, с Законодательным собранием?
—Там очень много норм. Допустим, говорится что есть новая норма прямого действия. Губернатор избирается на пять лет, Заксобрание на пять лет. Но внутри как работают соответственно Заксобрание, в том числе ряд вопросов на федеральном уровне невозможно решить, поэтому вопросы решаются соответственно на основе Устава, на основе регламента конкретного Заксобрания.
Кстати говоря, это работа продолжается. Будут требовать решения вопроса, связанного с местным самоуправлением. Но это уже следующий шаг.
Сколько лет губернаторы могут быть главами регионов? Сколько лет подряд? Есть ли сейчас какие-либо ограничения?
—Говорится о том, что высшие должностные лица регионов могут избираться на пять лет. Есть истории, когда президент может отрешить от должности, есть истории по решению Заксобрания, когда губернатор может распустить Заксобрание. По поводу сроков полномочий, всё-таки на федеральном уровне, мы считаем, что это не вопрос федераций. Если в уставе это будет указано, то надо этому следовать. Устав субъекта – это основной закон, в нашем случае, в Свердловской области. Конечно, эта работа позже продолжиться.
То есть всё на откуп регионам?
—Это компетенция региона, не на откуп. Всё-таки это разные вещи.
Также предлагается усилить ответственность региональных депутатов. Их работа будет приравнена к государственным должностям. Что это даст?
—К государственным должностям субъекта Федерации. Знаете, в разных субъектах по-разному. Где-то есть депутаты, у которых данный статус на профессиональной основе. В некоторых субъектах есть депутаты на полупрофессиональной основе. Сложно понять, что это такое, но в некоторых субъектах так написали. Мы считаем, если избрали депутата в Законодательное собрание конкретного региона, то доверили ему соответствующие полномочия. Для всех это должно быть. При избрании никто не говорил, я буду на профессиональной основе или не буду. Их избирают граждане, статус у них одинаковый.
Зависит ли от этого получение зарплаты? Профессиональный он или нет. Это, как говорится, организационный вопрос. Но с точки зрения статуса, он должен быть у всех одинаковый.
По сути, они становятся госслужащими?
—Даже чуть больше.
Если говорить про Свердловскую область, какие дальнейшие шаги должны будут предпринимать региональные депутаты, сам губернатор?
—Создана и действует рабочая группа по изменению Устава. Ведёт её губернатор. Это очень разумно, потому что уже были вопросы в Уставе, которые нужно было исправлять, чтобы не было нестыковок и недоразумений, конфликтов и так далее. Уже ряд поправок был внесен. Соответственно, после принятия этого закона будет следующая стадия внесения этих поправок, чтобы акты субъектовые и федеральные друг друга дополняли, чтобы не было конфликтов и противоречий.
Сейчас наша общая задача, чтобы этот закон прошёл первое, второе и третье чтения, дальше он вступает в силу. Вместе, конечно, будем смотреть по поводу Уставов. В дальнейшем после законодательства о местном самоуправлении, наряду с Уставом области, необходимо менять Уставы муниципалитетов.
Какие самые ключевые изменения, которые планируется внести в Устав?
—Нужно будет процедуры, особенно законотворческие, очень подробно расписывать. Ведь совершенно неважно, будут ли какие-нибудь критические или не будут. Важно, чтобы на все возможные ситуации закон нам давал ответ. И нам нужно будет указывать эти истории, когда закон противоречит Конституции или нет, как себя должно вести Заксобрание, губернатор, какие полномочия есть у Заксобрания и губернатора, и так далее. Это всё очень важно. С должностями казалось бы ерунда, но это тоже нужно указывать.