Стимулировать рождаемость среди студентов может помочь введение новых предмет в вузах, колледжах и техникумах – «Технологии родительского труда». Такое мнение на ОТВ в программе «Акцент» озвучила социолог, демограф, профессор кафедры социологии и технологий государственного и муниципального управления Уральского федерального университета Анна Багирова. По её мнению, обучение новому предмету должно вестись непрерывно, в течение всех курсов, посещение его должно быть обязательным с итоговой аттестацией.
«Сейчас сдвинулась ситуация в системе общего образования, появился курс семьеведения. В системе среднего профессионального образования, высшего образования должен быть какой-то курс типа «Технологии родительского труда», в котором бы, кроме самих технологий, конечно же, доносились бы важные посылы о ценности семьи для государства, о мерах государственной поддержки, которые существуют, чтобы повышалась информированность и усиливался информационный фон. Да, он должен быть обязательным для посещения. Может быть, с зачётом. Главное, чтобы была посещаемость, чтобы он был непрерывным, шёл бы этот процесс от школы до следующих уровней образования. Тогда бы формировалось комплексное представление у наших молодых людей о том, что семья важна, является жизненной ценностью важнейшей, и наличие семьи важно», – отметила Анна Багирова.
Также Анна Багирова поддержала инициативу по увеличению стипендии до уровня МРОТ.
«Стипендия в размере МРОТ – это определённый финансовый ресурс для молодого человека. Чем меньше финансовых проблем испытывает студент, тем больше у него возможностей для реализации каких-то других жизненных задач, например, хорошей учёбы, развития, досуга. И вообще-то в ряду этих жизненных задач может стоять и создание семьи. Поэтому, безусловно, хорошая инициатива. Это позволит студентам поменьше работать. Ведь большинство студентов так или иначе заняты сегодня и на рынке труда тоже. И если эта стипендия будет выше, это действительно в разы выше, чем сегодня, то будет высвобождаться временной ресурс у наших студентов», – рассказала Анна Багирова.
Анна Багирова поделилась результатами опросов студентов: создавать семью с детьми большинство респондентов (60%) намерены в возрасте 25-29 лет. На 2 детей сегодня ориентировано 53% студентов вузов и обучающихся в системе среднего профессионального образования. На рождение 3 и более – чуть меньше 18%. При этом о многодетной семье чаще мечтают молодые люди, нежели девушки.
«Чтобы рождаемость повышалась, необходимо, чтобы эти репродуктивные установки были гораздо выше. Если молодой человек или девушка мечтает об одном ребёнке, то, скорее всего, эта установка реализуется. А когда в мыслях стоит, что нужно родить двух, трёх, четырёх и так далее детей, то чем выше число желаемых детей, тем меньше вероятности, что эти установки будут реализованы», – рассказала Анна Багирова.
Также студенты рассказали, что им нужно, чтобы охотнее создавать семью и рожать детей. На первом месте – жилищный вопрос.
«Большинство говорят о жилье. И это самый главный запрос к работодателю: участие в жилищных программах, поддержке. Может быть, это помощь в аренде, в приобретении жилья, в погашении процентов по ипотеке. Также интересуют дополнительные выплаты при рождении детей», – отметила Анна Багирова.