Андрей Карлов, министр здравоохранения Свердловской области, о том, стоит ли вводить локдаун и почему зоны безопасности погут помочь, в эксклюзивном интервью ОТВ.
Андрей Александрович, во-первых, хочу сказать большое спасибо вам и всему медицинскому сообществу за борьбу с коронавирусной инфекцией, которая продолжается вот уже почти 2 года.
Вице-губернатор Павел Креков заявил, что введение локдауна в Свердловской области не планируется, хотя значительного снижения заболеваемости нет. При каких условиях вы бы рекомендовали вернуться к ограничениям бизнеса, подобных прошлогоднему? Дистанту в учебных заведениях?
А.К.: В России с 2020 года действуют меры по ограничению распространения коронавируса, санитарно-эпидемиологические правила, утвержденные постановлением главного государственного санитарного врача РФ. В них черным по белому четко прописаны требования, выполнение которых обеспечивает предупреждение возникновения и распространения коронавирусной инфекции. Правилами предусмотрены: всеобщий масочный режим, ограничение проведения массовых мероприятий, дезинфекция помещений и транспорта, вакцинация.
Правила есть, вопрос – как они выполняются. Люди не хотят себя ограничивать, как следствие – растёт заболеваемость.
Например, на 8 октября выявлено 546 новых случаев заболеваемости, зарегистрировано 46 летальных случаев. Какие ещё аргументы нужны, чтобы выполнять санитарно-эпидемиологические требования?
Я врач, и для меня, как и для любого врача, жизнь и здоровье людей – всегда в приоритете. Чтобы стабилизировать эпидемическую ситуацию и защитить горожан и жителей Свердловской области от распространения коронавируса, применение ограничительных мер – необходимость.
С начала октября в школах на обучение с применением дистанционных образовательных технологий переведено 136 классов. Для работников сферы услуг и общепита вводится обязательная вакцинация. За два месяца привиться должен каждый. Тех, кто этого не сделает, будут переводить на дистанционный режим работы. Руководители, ответственные за вакцинацию сотрудников, рискуют быть оштрафованными или отстранёнными от работы, если в их коллективе выявляются нарушения правил обязательной вакцинации.
Помогут ли такие меры?
А.К.: Помогут. Дистанция – одна из действенных мер воздействия на любую инфекцию с воздушно-капельным механизмом передачи.
Соблюдать социальную дистанцию, использовать маску, уделять внимание гигиене рук и обязательно вакцинироваться – это не просто меры, а гражданская позиция, основанная на ответственном отношении к обществу, в котором живёшь, людям, которые тебя окружают.
Зоны безопасности – зоны свободные от коронавируса, смогут ли помочь остановить рост заболеваемости?
А.К.: В ближайшее время в Свердловской области появятся «зоны свободные от COVID-19». Это театры, музеи, выставочные площадки, рестораны. В перечень «чистых зон» войдут санатории и дома отдыха. Есть санатории уже работающие в таком режиме, например, «Ленёвка» под Нижним Тагилом принимает только вакцинированных или со справками о наличии антител. Впереди новогодние праздники, это время повышенной активности, горожане начнут массово бронировать места в ресторанах, кафе на базах отдыха, чтобы обеспечить их безопасность и не вводить крайние ограничительные меры – создаются «зоны свободные от COVID-19».
Правительство России выделяет дополнительно 5 млрд рублей на лекарства для больных коронавирусом, которые проходят лечение амбулаторно. Какой процент пациентов в Свердловской области лечится дома и в каких случаях нужна госпитализация?
А.К.: Правительство России выделило дополнительно более 5,1 млрд рублей. Средства выделены на лекарственные препараты, которые выдаются бесплатно по рецепту лечащего врача.
По состоянию на 6 октября в Свердловской области на лечении находится 45 044 человек, из них в Екатеринбурге 15 156, на амбулаторном лечении 8 413 человек (55,5%). В области 29 888 человек на амбулаторном лечении 22 825 (76,3%).
Если пациент имеет подтвержденный диагноз COVID-19 и переносит заболевание в легкой и среднетяжелой форме, он проходит лечение амбулаторно на дому. Если в течение трёх дней и более у пациента сохраняется температура тела 38,5°C и выше, необходимо рассматривать вопрос о возможной госпитализации.
Пациенты в состоянии средней тяжести госпитализируются при наличии двух из следующих критериев: сатурация ниже 95%, температура выше 38 °C, частота дыхательных движений больше 22, наличие признаков пневмонии с распространенностью изменений в обоих легких более 25% (при наличии результатов КТ легких).
Вне зависимости от тяжести заболевания обязательной госпитализации подлежат беременные женщины, пациенты, относящиеся к группе риска – старше 65 лет с сопутствующими заболеваниями.
Чего сейчас не хватает медицинским учреждениям области, которые вот уже почти два года работают с колоссальной нагрузкой. Мы знаем, новое рентгеновское оборудование было поставлено буквально на днях в Качканарскую ЦГБ. Где еще требуется срочная модернизация оборудования и как решаются эти вопросы?
А.К.: Модернизация в области идёт в рамках реализации национального проекта «Здравоохранение» и региональной программы «Модернизация первичного звена здравоохранения». За текущий год сделано немало. Для наглядности перечислю, что было закуплено, установлено и отремонтировано в сентябре текущего года.
В качканарской ЦГБ установлено «тяжелое» рентгеновское оборудование: компьютерный томограф, флюорограф и маммограф. Оно предназначено, в первую очередь, для Центра амбулаторной онкологической помощи, чтобы на ранних стадиях выявлять онкологические заболевания и получать весь необходимый объем диагностических исследований на базе одной больницы.
Центральная городская больница №7 города Екатеринбурга получила три современных видеоколоноскопа и три видеогастроскопа на общую сумму 7.2 млн рублей. Сосудистое отделение красноуфимской больницы оснастили оборудованием для раннего восстановления пациентов, перенесших инсульт.
Лаборатория первоуральской городской больницы получила два новых автоматических гематологических анализатора, это позволит в несколько раз увеличить производительность лаборатории. В детскую городскую больницу Каменска-Уральского закуплен современный электроэнцефалограф.
Детская больница Первоуральска получила новый стационарный УЗИ-аппарат стоимостью 7,5 млн рублей. На сегодняшний день в этой больнице 13 УЗИ-аппаратов, из которых десять – абсолютно новые, современные, экспертного класса.
В области продолжается ремонт медицинских учреждений. В сентябре завершён капитальный ремонт здания женской консультации в Красногорском районе. Начала прием пациентов новая консультативно-диагностическая поликлиника ДГБ №13. В рентгенологическом отделении амбулаторно-поликлинической службы городской клинической больницы №14 завершается ремонт помещения, в котором будет установлен новый компьютерный томограф.
В Березовском состоялось открытие долгожданного диализного центра. Березовская ЦГБ получила новое медицинское оборудование: восемь дефибрилляторов, 14 электрокардиографов и 4 портативных анализатора кардиомаркёров. Дефибрилляторы и электрокардиографы поступили во все ОВП и ФАПы округа, флуориметрические анализаторы кардиомаркёров переданы в ОВП поселков: Лосиный, Кедровка, Ключевск и Старопышминск.
В городскую больницу Ревды приобрели новый офтальмологический рефрактометр автоматический. Кабинеты функциональной диагностики детской городской больницы Нижнего Тагила укомплектованы аппаратами для длительного мониторирования сердечной деятельности.
И это далеко не всё.
Чего не хватает медицинским учреждениям? Самого главного – специалистов.
Врачей никогда не было много. Мне однажды рассказали истории, как в 2014 году в городе Кушва не было хирурга, на приём больных приезжал специалист из Нижнего Тагила, работавший по основному месту в должности патологоанатома, люди часами сидели в очереди. Есть ли сейчас кадровый голод в областных городах? Каких врачей не хватает? Может нас сейчас слушают, читают одиннадцатиклассники, которые собираются поступать в Медуниверситет и выбирают специальность.
А.К.: Помните сказку Аркадия Гайдара про Мальчиша-Кибальчиша: «И снаряды есть, да стрелки побиты. И винтовки есть, да бойцов мало...»
Не работают флюорографы, маммографы, томографы без врача. Нет без медиков здравоохранения. Оборудование можно купить, привезти и установить. С врачами так не получается. Хорошего специалиста вырастить надо и на это требуется ни один год. У меня нет волшебных бобов, сегодня посеял, а завтра специалисты выросли. Медиков ценить и беречь надо.
Более 80 человек мы потеряли за минувший ковидный год. Это трагедия, невосполнимая потеря.
В каждом городе области, куда я выезжаю, жители просят: дайте нам врачей, фельдшеров, медицинских сестёр. На этих встречах я нередко спрашиваю: «У кого из вас дети или внуки работают в системе здравоохранения?»
Вы думаете лес рук? Нет, как правило – тишина…
Безусловно, мы делали, делаем и будем делать всё, чтобы каждый житель Свердловской области мог получить качественную медицинскую помощь.
Благодаря национальным проектам «Демография» и «Здравоохранение» в нашей области реализуется проект #ДоброВСело.
Пять передвижных медицинских модулей – флюорограф, маммограф, передвижной ФАП, офтальмологический, диагностический комплексы и бригада специалистов из шести медицинских организаций выезжают в отдаленные территории для обследования жителей сел и деревень. В состав бригады входят девять врачей-специалистов: неврологи, кардиолог, онколог-маммолог, гинеколог, офтальмолог, отоларинголог, фтизиатр-рентгенолог, оптик-оптометрист, волонтеры-медики Свердловского областного медицинского колледжа и волонтеры регионального отделения Российского Красного Креста. По результатам осмотров кому-то назначают амбулаторное лечение, кто-то получает направление в профильные медицинские организации для уточнения диагноза и лечения.
С начала года наши специалисты выезжали в отдаленные и малонаселенные пункты еженедельно. В Минздрав поступает все больше заявок на выезды, поэтому список населенных пунктов постоянно расширяется. С начала 2021 года в рамках Всероссийского проекта #ДоброВСело жителям Свердловской области было оказано более 11,6 тысяч медицинских услуг.
Реабилитация после перенесенной коронавирусной инфекции. В Свердловской области, как и по всей России сейчас можно пройти углубленную диспансеризацию, которая проводится в два этапа. Почему это важно? И идут ли в наши поликлиники люди? Например, глава Минздрава РФ Михаил Мурашко недавно вынужден был признать, что население неохотно отзывается на призыв пройти бесплатное обследование. Как у нас в области с диспансеризацией после Covid-19?
А.К.: Около 5% населения России уже прошли углубленную диспансеризацию. Медицинские учреждения Свердловской области также проводят мероприятия в рамках углубленной диспансеризации после перенесенного COVID-19. За последний месяц более 140 пациентов прошли углубленные обследования в поликлиниках Центральной городской клинической больницы №3 Екатеринбурга. На медицинские осмотры приглашаются пациенты после выздоровления в стационаре или в амбулаторных условиях. В первую очередь приглашаются пациенты, имеющие в анамнезе два и более хронических неинфекционных заболевания. Записаться можно через сайт www.gosuslugi.ru, через колл-центр больницы, а также по приглашению страховых медицинских организаций.
В завершении скажу, нам есть над чем работать в этом направлении.
На ранних стадиях объявленной в России ревакцинации в Екатеринбурге процесс забуксовал: по некоторым версиям, вначале не было вакцины, по другим – не сразу появился документ, регулирующий процедуру. Как сейчас обстоят дела с повторной иммунизацией в области? И давайте напомним, когда следует повторно вакцинироваться – через полгода, через год, от чего это зависит?
А.К.: Только факты.
По состоянию на 01.10.2021:
-
Первый этап вакцинации – привито 1 194 007 человек;
-
Завершили вакцинацию – 1 127 141 человек;
-
Повторно вакцинировано – 39 145 человек, из них в Екатеринбурге 13 660.
Согласно методическим рекомендациям Минздрава РФ, при неблагополучной эпидемиологической ситуации повторную вакцинацию можно проводить через шесть месяцев.
После стабилизации эпидемической ситуации мы перейдем к плановой повторной вакцинации. Повторная вакцинация может производиться любой вакциной, зарегистрированной в России.
Пандемия в Китае была объявлена законченной 29 марта 2020 года, врач-инфекционист Евгений Тимаков на днях предположил, что у нас она закончится через год. Разброс прогнозов экспертов, разброс мнений – от полугода до пяти лет. Как бы вы оценили возможность окончания пандемии – через год или через пять лет, возможно, у вас есть другая приблизительная дата окончания пандемии? И можем ли на эту дату как-то повлиять?
А.К.: Прогнозы – вещь неблагодарная. Весь мир прогнозировал год назад… Повлиять на ситуацию можем. Только вместе.
Как? Я уже говорил выше: маска, дистанция, вакцинация. Вот такая обязательная триада.
Плановая помощь. В самом начале пандемии приостанавливались плановые операции, даже узких специалистов перенаправляли на лечение коронавирусной инфекции. Как сейчас обстоят дела с оказанием плановой помощи в Свердловской области? Есть ли у нас полностью «чистые» больницы?
А.К.: Да, люди не только ковидом болеют. У многих в анамнезе сердечно-сосудистые заболевания, онкология, случаются травмы, необходимы плановые операции. Делаем всё, чтобы не допустить сбоев в системе оказания плановой медицинской помощи. Специализированные больницы и клиники не перепрофилируются под ковидные госпитали. Полностью чистыми остаются: Свердловская областная клиническая больница №1, Уральский институт кардиологии, Свердловский областной онкологический диспансер, Центральная городская больница №7 и многие другие структурные подразделения лечебных учреждений. На сегодняшний день есть все условия для оказания плановой и специализированной помощи жителям Екатеринбурга и области.
За время пандемии коронавируса в России вырос ли процент онкологических заболеваний?
А.К.: Увеличился процент выявляемости онкологических заболеваний на ранних стадиях. И это связано не с влиянием новой коронавирусной инфекции, а с диагностическими возможностями онкологической службы. Ранняя диагностика – залог эффективного лечения. Это позволяет значительно снизить смертность от данной группы патологий, а также сохранить пациентам высокое качество жизни.
В Свердловской области смертность от онкологических заболеваний по сравнению с прошлым годом снизилась на 2%. Развитая инфраструктура онкологической службы, ее техническое обеспечение и высокий профессионализм врачей-онкологов позволили нам не оставить пациентов без необходимой помощи даже в период пандемии. Совершенствованию онкологической помощи в регионе способствует и открытие на базе Свердловского областного онкологического диспансера референсного центра лучевой диагностики, куда за вторым экспертным мнением смогут обращаться коллеги из отдаленных районов области.
Медики делают сегодня всё возможное и невозможное, чтобы защитить уральцев. Чем уральцы могут помочь системе здравоохранения?
А.К.: Носить маску и сделать прививку!
Сегодня каждый должен быть ответственен не только за себя, но и за тех, кто рядом: за родных и близких, сотрудников и коллег, за стоящего рядом пассажира в общественном транспорте… Необходимо обеспечить здоровьесберегающее поведение: ношение маски, обработка рук, социальная дистанция. Важно, чтобы каждый понимал, здоровье – его личная зона ответственности. Нужно поберечь и себя и медиков – позволить им работать в штатном режиме.
Андрей Александрович, огромное спасибо вам и всем медикам!
Елена Широкова