Принимать отдельный закон о домашнем насилии не стоит. Все нормы и ограничения поведения уже прописаны в существующих кодексах. Такое мнение на ОТВ в программе «Акцент» высказал руководитель Уральского отделения Российской школы частного права, заведующий кафедрой гражданского права УрГЮУ Бронислав Гонгало.
«У нас неплохой семейный кодекс. Ни один закон не сделает сам по себе жизнь лучше. Закон должен создавать какие-то условия, предусмотреть права, обязанности. Вот нам говорят семейное насилие, потому что нет этого ордера. Слушайте, ну появится вот это указание, и что? У нас прекратится семейное насилие? Да сколько люди существовали: был Ной, но был и Хам. И никогда это не прекратится, оно всегда будет. Другое дело, что мы должны разрабатывать какие-то меры по противодействию этому. Но считать, что, если мы примем закон о противодействии или профилактики семейного насилия, и у нас станет хорошо, это несерьезно. Нельзя бить, нельзя хулиганить, нельзя оскорблять, нельзя ставить в экономическую зависимость. Всё это есть в гражданском кодексе, в семейном кодексе. Про ответственность есть в административном кодексе. Если это высокий уровень насилия, есть уголовный кодекс. То есть у нас всё это есть на самом деле», – рассказал Бронислав Гонгало.
Бронислав Гонгало считает, что не будет эффективно работать и отдельный закон о сталкинге. Кроме того, в случае его принятия, мало вероятно, что полиция будет следить за исполнением предписаний, запрещающих подходить к жертве.
«Я считаю, что с этим [преследованием, сталкингом – прим. ред.] надо что-то делать. Другое дело, что от того, что мы запишем это в законе, ничего не изменится. Ничего не поменяется. Но если ухажер, адекватный или неадекватный, преследует девушку, то принятие закона о том, что нельзя так делать, оно что, его остановит? У него может быть чувство, либо может быть у него аномалия, отклонения, психическое расстройство. Ограничение общения, запрет приближаться на определенное расстояние – кто за этим будет следить? Полиция? У полиции как раз мало работы, нужно ходить и охранять девушку, которую, к сожалению, досаждает ярый поклонник какой-то», – отметил Бронислав Гонгало.
Отрицательно доктор юридических наук относится и к предложению изменять или дополнять действующую Конституцию РФ.
«Конституция должна быть достаточно стабильной. У нас она была принята в 1993 году. Изменения вносились в 2020 году. Поэтому я бы, как в революцию говорили, руки прочь! Должна быть стабильность. Поэтому я к этим предложениям об изменении Конституции отношусь достаточно настороженно. Мне кажется, что не надо торопиться. Это должно быть очень деликатно, очень взвешенно, очень продуманно. В результате обсуждений, дискуссий, всенародного обсуждения. Во всяком случае, вот так с кондачка сказать, надо поменять то или поменять другое, нет. Я противник этого», – рассказал Бронислав Гонгало.