Травля в школе легко может привести к суицидальным мыслям, психическим расстройствам, стрессу, тревожности и социальной изоляции. О том, как помочь ребенку справиться с буллингом в школе, нужно ли наказывать агрессоров, специалисты обсудили в пресс-центре Самарского областного вещательного агентства.
На травлю жертва чаще всего реагирует «замиранием», потому что испытывает чувство перманентного страха.
«Эта реакция формируется в основном в дошкольном возрасте и чаще всего именно родителями. То есть ребенок-жертва не получил стратегии борьбы, с которой он мог бы противостоять агрессору. Систематическая проблема буллинга складывается из двух конструкций: безнаказанности с одной стороны и невозможности дать отпор с другой. Это проблема не может быть решена воздействием на одну сторону процесса. Если даже жертва избавится от давления на себя, агрессор переключится на того, кто будет еще слабее. Страх и стопорную реакцию можно убрать психологическими методами, для этого есть соответствующая служба в школе. А вот воздействие на самого агрессора не может быть ограничено одной только беседой с ним, это очень сложная задача. Для нападок агрессору зачастую не нужны веские причины», - пояснил психолог Роман Едавкин.
Бытует мнение, что жертва сама виновата, что у нее есть те качеств, которые привлекают агрессора. Но буллинг - это характеристика группы, а не человека, которого травят. «Это отрицательная групповая динамика, и даже если одного из участников «вывести за скобки», нездоровый коллектив будет травить уже другую жертву», - рассказала заместитель директора по детству «Областного центра социальной помощи семье и детям» Ольга Осинская.
Современные дети начинают социализироваться в онлайне раньше и активнее, чем в офлайне. Поэтому на сетевой буллинг нужно обратить особое внимание, прессинг в соцсетях может иметь не менее серьезные последствия.
«В классе вас могут потравить 20-30 человек, а просмотров оскорбительных постов в школьных группах могут быть тысячи. Это цифровое давление ребенок испытывает, не только находясь в школе. Время пребывания в интернете сегодня значительно увеличилось и составляет около пяти-шести часов в день. Для детей их цифровая личность очень важна, и нападки на нее часто переживаются крайне остро», - отметил эксперт по антикризисным коммуникациям в интернете Михаил Вершинин.
Особая роль в борьбе со школьным буллингом у классного руководителя. Но не у всех учителей есть компетенции, позволяющие контролировать и не допускать травлю в классах.
«Задача классного руководителя - сплотить коллектив через разного рода мероприятия. Важно, чтобы дети понимали друг друга, относились толерантно к товарищам, и формировалась та самая внутренняя позиция. А она формируется из опыта и отношений, но не цифровых, а реальных, когда есть переживания, когда кому-то стало больно и кого-то надо защитить. Ребенок развивается через возрастные задачи, и педагог может сам их моделировать. Надо создавать эти ситуации взросления через разные мероприятия. Я советую пойти с детьми любого возраста в туристический поход. Он настолько большой опыт даст детям в рамках общения и переживаний, что мы сможем реально предупредить буллинг», - пояснила директор «Регионального социопсихологического центра» Татьяна Клюева.
По данным «Травли NET», более 70% детей в России сталкиваются с буллингом в школе, а 20% из них становятся жертвами систематических издевательств, насмешек, изгнаний и других форм насилия.
Фото: Юлия Рубцова