Дети войны: история становления советской техники

На этих исторических кадрах – дебют одного из самых смертоносных орудий Красной Армии – гаубицы Б-4. В 1933 году она только встанет на баланс вооруженных сил Советского союза, а всего спустя шесть лет пройдёт боевое крещение в советско-финской войне, завоевав мировую славу.
478
06 мая 2024 в 22:46
На этих исторических кадрах – дебют одного из самых смертоносных орудий Красной Армии – гаубицы Б-4. В 1933 году она только встанет на баланс вооруженных сил Советского союза, а всего спустя шесть лет пройдёт боевое крещение в советско-финской войне, завоевав мировую славу.

«Прозвище гаубица получила «Сталинская кувалда» среди финских солдат за свою особую мощь, а среди наших советских солдат она получила прозвище «Карельский скульптор», потому что разрушая укрепы районов финнов, она превращала их доты в такую мешанину бесформенную, бетона и железной арматуры», – начальник экскурсионного отдела Музейного комплекса Григорий Павлюков.

Сталинская кувалда обладала поистине мощными характеристиками: калибр более 20 сантиметров, масса снаряда 150 килограмм, а дальность ведения огня – 18 километров. Это требовало и соответствующего обслуживания. Перезарядка могла занимать часы.

«Уникальность обслуживания гаубицы Б-4 было делом не простым, особенно подача снарядов. Поскольку они были достаточно тяжелые: 100-150 килограмм, расчёт гаубицы составлял целых 15 человек, а для облегчения их работы на гаубице монтировался специальный ручной подъёмный кран, это была лебёдка с ручным приводом».

Каждый солдат на фронте пытался оживить свою боевую подругу, военную технику. Так на авиационных бомбах появились надписи. Чувства нашли выражение в громких лозунгах: «За победу», «Гитлеру», «Фронту сверх плана». Бомбы пускал штурмовик Ил-2. Благодаря своему вооружению, наносил колоссальный урон по наземным войскам противника. За это среди немецких солдат он получил прозвища: «Чёрная смерть», «Мясник» и «Мясорубка».

«В основе штурмовика Ил-2 была так называемая бронекапсула. Она обладала танковой бронёй до 6 миллиметров и защищала лётчика, двигатель, радиатор и узлы управления».

Первая половина XX века считается красной страницей в истории страны Советов: две Мировые войны, Октябрьская революция и участие в десятках военных конфликтах. Основная ставка была сделана на развитие вооружения, но, несмотря на это, советский автопром тоже не остался без внимания. В 1936 году выпускается ещё одна легенда – лимузин ЗИС-101 – первый представительский автомобиль.

«В этих тяжелейших условиях страна выдаёт серийный лимузин, это беспрецедентно и очень важно. Всего было построено 8 700 с лишним экземпляров. Безусловно цифра довольно скромная, но это всё-таки серийный автомобиль», – главный специалист отдела экспозиции Музейного комплекса Иван Копыркин.

1948 год. Война уже отступила. Под руководством самого результативного советского конструктора Андрея Липгарта завод имени Молотова выпускает машину ЗИМ. Позже именно этот автомобиль станет основой картежа Никиты Хрущёва.

«Впервые автомобиль, рассчитанный на 7 пассажиров, при колёсной базе более чем три метра, при длине почти 5,5 метров, был без рамы, безрамная машина с несущим кузовом. Такой конструкции не было ни в Союзе, ни в европейских странах, ни в США».

На смену кулуарному распределению автомобилей пришла открытая торговля. На автомобиле ЗИМ появился пусть и баснословный, но всё же ценник. Это позволило советскому человеку хотя бы мечтать, что когда-нибудь он сядет за руль элитной машины.

«Формально она стояла в свободной продаже за 40 тысяч советских рублей. Для сравнения в тоже время «Победа», главная народная машина в Союзе, стоила 16 тысяч, в 2,5 раза дешевле», – главный специалист отдела экспозиции Музейного комплекса Иван Копыркин.

Сегодня эта военная и гражданская техника стала не просто артефактом истории XX века, а настоящим символом достижения невозможного. Когда в жертву войне отдавалось всё, и даже больше, отнять волю к победе у советского народа, так и не удалось.

Евгений Андреев
Поделиться:

Главные темы