Новую серию ответов на актуальные вопросы уральцев губернатор Евгений Куйвашев посвятил развитию городов – об общественном транспорте, чистоте воды и реновации.
Про качество питьевой воды
Качество питьевой воды – это и вопрос безопасности людей, и вопрос качества жизни, и с точки зрения экологии – тема чрезвычайно важная. Поэтому мы и реабилитацией источников водоснабжения серьёзно занимаемся. Скажем, в Нижнем Тагиле начали практическую стадию большого плана по Черноисточинскому водохранилищу и с крупными предприятиями, чья деятельность сказывается на состоянии окружающей среды, много лет реализуем совместные проекты. По водоподготовке достаточно активно работаем. Здесь и федеральные власти нас поддерживают. Так, по решению главы государства реализация федерального проекта «Чистая вода» продлена до 2030 года, к которому не менее 90 процентов жителей должны быть обеспечены качественным водоснабжением.
Мы вместе с коллегами из Роспотребнадзора провели серьёзный анализ, чтобы определить, где первоочередные меры требуются, и сегодня занимаемся модернизацией систем водоочистки в таких территориях. Это, например, Кировград, Верхняя Тура, Ревда, Первоуральск, Верхотурье. И в других наших муниципалитетах, конечно, работа в этом направлении ведётся: разрабатывается необходимая проектно-сметная документация, которая позволит нам конкретные проекты в жизнь воплощать и там. Должен сказать, что сегодня, по оценкам экспертов, доля уральцев, обеспеченных качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, в целом по области составляет 78,3 %, в городах выше – больше 82 %. Безусловно, мы будем этот показатель наращивать.
Про точки притяжения в районах Екатеринбурга
Действительно, подобного рода объекты – точка притяжения для всех горожан, и, говоря о центре художественной и эстетической гимнастики, который появится у нас, нужно иметь в виду, что он станет одним из объектов летней Универсиады, а значит, это будет спортивный центр, отвечающий самым современным требованиям. При этом, согласитесь, вряд ли возможно все такие объекты сконцентрировать в центре или даже в непосредственной близости от станций метрополитена, да и развитие новых территорий – а Солнечный именно к этой категории относится – должно сопровождаться созданием уникальных объектов, знаковых мест, точек роста.
Сегодня мы не можем себе позволить возводить безликие спальные районы. Проекты комплексного развития хороши тем, что позволяют создать условия, когда жителям меньше нужно выезжать из своего района – он во многом самодостаточен, но при этом он притягателен и для тех, кто в других районах живет. В Солнечном, надеюсь, таким центром притяжения станет культурно-образовательный кластер. Мы об этом договорились с «Форум-групп» – одним из инициаторов освоения этой территории – и рассчитываем на поддержку федеральных властей, которые уже сегодня многое сделали для её развития – через программу «Стимул», в частности. Сегодня обсуждали с вице-премьером Маратом Хуснуллиным и этот проект.
Про строительство социальных объектов
Дисбаланс между строительством жилого фонда и социальных объектов действительно есть, и эта тема особую актуальность приобрела, когда мы начали строить больше жилья, а главное – вводить в оборот всё новые территории. И мы – я говорю и о правительстве региона, и о федеральных властях, и о застройщиках – делаем всё, чтобы стройку жилищную и возведение социальных объектов по максимуму синхронизировать. Для девелоперов ведь это тоже задача актуальная – жильё, обеспеченное социальной инфраструктурой, проще продать, поэтому взаимопонимание здесь есть. Более того, есть и примеры, когда активная позиция бизнеса помогала нам получить важные для жителей объекты с опережением.
Например, группа ЛСР у нас в своё время образовательный центр в Мичуринском начала строить на свои средства, что позволило сдать объект раньше, а благодаря «РСГ-Академическое» новый район областного центра получил подстанцию скорой. В Нижнем Тагиле у нас в целом параллельно и жильё строилось в микрорайоне Муринские пруды, и объекты соцкультбыта – в 2019 году построена современная школа на 1200 мест, в 2020 году открыт детский сад на 170 мест, а благодаря нацпроекту благоустроен современный парк. В Каменске-Уральском в микрорайоне Южный открыта не просто новая школа, а современный образовательный центр, завершено строительство нового участка дороги на Кутузова, нового детского сада на 300 мест, появился сквер – также параллельно с вводом домов.
В Екатеринбурге, где по понятным причинам жилья строится больше, развитие идёт быстрее, этот баланс соблюсти сложнее. Тем не менее, работа идёт, на эти цели серьёзные ресурсы направлены. И по Солнечному, и по Академическому мы работаем в тесном взаимодействии с федеральными коллегами: по программе «Стимул», которую я уже упоминал, в этом году поступит более двух миллиардов рублей, а за три года – до 2024 года включительно – 7,5 миллиардов. Эти деньги пойдут на строительство одной школы, шести детских садов и нескольких участков дорог. Скажем, в Солнечном в 2021 году продолжится строительство двух детских садов с ясельными группами на 250 и 300 мест. Начнётся реконструкция улиц 2-й Новосибирской и Лучистой с перспективой на строительство трамвайной линии и кольца на улице Окружной, а в Академическом продолжится строительство школы в квартале № 10, а также возведение четырех детских садов, в том числе с ясельными группами. Наш регион занимает второе место по стране по количеству строящихся школ, улиц и садиков по госпрограмме «Стимул».
Про реновацию в Екатеринбурге
Это в целом для страны достаточно новый подход, но очевидно, что есть территории – и мы здесь, безусловно, не исключение, которые в наше время должны совершенно по-другому выглядеть, иметь современную инфраструктуру, отвечать запросам муниципалитетов и их жителей. Недавно был принят закон о комплексном развитии территорий. Основной его целью является предоставление регионам необходимых инструментов по обновлению городской застройки. С безусловным соблюдением жилищных и других прав жителей, конечно. Здесь предстоит ещё немало сделать, чтобы закон заработал, нужно описать механизмы «реновации». Необходимо учесть опыт развития застроенных территорий, проанализировать все возможные проблемы, связанные с таким обновлением городского пространства.
Первые практические шаги в этом направлении есть. Если говорить о работе застройщиков, то это, скажем, «Северное сияние» – фактически целый жилой квартал на Уралмаше, или комплекс «Шишимская горка» на Уктусе. Хороший опыт получен и за счёт программы переселения из аварийного жилья. За два года жилищные условия улучшили уже более трёх тысяч человек – на четверть больше, чем мы изначально планировали. В 2020 году, например, у нас в стройке было 29 домов в разных муниципалитетах, 12 из которых уже сданы.
Про вместительность общественного транспорта
Идём именно путём увеличения размеров общественного транспорта. Если об областном центре говорить, то микроавтобусы вы уже давно на маршрутах не встретите, а в последнее время вывод на линию машин среднего и большого классов вместимости стал общим требованием в муниципальных аукционах по выбору перевозчика. Такой тренд и в некоторых других муниципалитетах региона есть. Мы, помогая нашим крупным городам в обновлении парка общественного транспорта, также ставку делаем на современные, комфортные, вместительные машины.
В прошлом году по нацпроекту для Екатеринбурга куплены 57 автобусов большого класса на газомоторном топливе. Минтранс России одобрил вторую нашу заявку на приобретение автобусов в 2021 году. Уже по этой программе организована закупка 60 – тоже больших – автобусов. Для Нижнего Тагила закупаются машины среднего класса. Наше министерство транспорта – при заключении контрактов на межмуниципальные перевозки с большим пассажиропотоком – также одним из требований ставит наличие у перевозчика автобусов большого и среднего класса.
Про дорожные заторы на юго-западе Екатеринбурга
Развитие юго-западного направления Екатеринбурга, где сегодня строится много жилья, требует особого внимания и к транспортной инфраструктуре. Как вы понимаете, это история комплексная, и простым расширением одной или двух улиц её не решить. Здесь общественный транспорт нужно развивать, и коллеги из горадминистрации очень последовательно прорабатывают вопрос с трамвайным сообщением. И развязки строить нужно: очень капиталоёмкий вопрос, но движение и здесь есть – сравнительно недавно новый облик начала приобретать развязка Объездной дороги, улицы Серафимы Дерябиной и улицы Вильгельма де Геннина.
Продолжится строительство участков дорог на улицах Чкалова, Рябинина, Тимофеева-Ресовского. Запланировано строительство улицы Чкалова от улицы Академика Сахарова до перспективной улицы Академика Парина. Планируется строительство второй очереди улицы Тенистая, которая соединила Академический и Широкую речку: проезжая часть будет шире и это разгрузит транспортный поток. Городские власти понимают, что это необходимо просто делать, работу ведут, а мы стараемся помочь, в том числе через участие в соответствующих федеральных программах, национальных проектах. То же замыкание кольца ЕКАД – оно ведь и в этом смысле очень важно, ведь это позволит нам с Объездной какую-то часть большегрузов вывести.