Депутат Павел Крупник выступил с предложением создать единые правила для стрит-арт художников России. Это поможет развитию уличного искусства и его легальности. Документ направлен министру культуры Ольге Любимовой. Что об этом думают представители уральской стрит-арт культуры.
Многие граждане России видели создание отличных и выдающихся работ граффити-художников на различных зданиях, однако в связи с нелегальным появлением они закрашивались коммунальными службами, вызывая негодование общественности. Автор инициативы утверждает, что встречаются настоящие произведения уличного искусства, которые нравятся гражданам и украшают город.
«В данном случае, надо отметить, мы хотим не только установить санкции за вандализм, но и дать уличным художникам понятные и доступные правила творчества, так как системного и универсального рецепта для страны, к сожалению, пока не разработано», – говорит Крупник.
Депутат уверен, что важна именно поддержка Министерства культуры, как федерального института, способного «оценить, усовершенствовать и распространить позитивный опыт регулирования этой сферы по всей стране».
На сегодняшний день в названной столице стрит-арта, в Екатеринбурге, проводится три фестиваля уличного искусства – «Стенограффия», «ЧӦ» (легальные) и «Карт-Бланш» (нелегальный).
Мы решили узнать мнение уральских представителей стрит-арт культуры
Первым высказался знаменитый стрит-арт художник Тимофей Радя, автор работ «Кто мы, откуда, куда мы идём?», «Я бы обнял тебя, но я просто текст», «Спасибо, Юра! Космос наш!», всем известные в Екатеринбурге абажуры около Театра оперы и балета и многие другие.
«Вообще единое правило размещения уже существует, странно, что депутат не в курсе. Бомби стены!», – коротко и ясно высказался художник.
Уральский автор Рома Инк считает, что данные механизмы – не для художников. Эти механизмы для коммерческой оформительской деятельности, и для агентств эти правила нужны.
«Очень интересный вопрос относительно легального граффити, ведь граффити по своей природе нелегально. Что касается единых правил размещения рисунков на стенах городов», – отмечает художник.
Лично для меня, как для человека создающего художественные работы в том числе в городском пространстве, эти механизмы неприменимы.
«Пусть лучше займутся вопросами социальной справедливости, вопросами комплексного архитектурного облика городов, вопросами непонимания молодёжи ценности окружающего их пространства ведь сейчас нет общего и самой идеи общего, нашего (есть своё и есть чужое) всё что не моё – чужое, а значит неважно для меня (у меня такие ощущения) но, не утверждаю что это на самом деле так», – подытожил Рома.
Организатор фестиваля уличного искусства «Стенограффия» Анна Клец также высказала своё мнение:
«Сложно судить эту инициативу, потому что в открытых источниках конкретных предложений сейчас нет. Тот факт, что представители власти думают о том, как настроить консенсус, готовы идти на диалог, а не просто запрещать художникам работать на улицах - уже звучит как позитивно явление. Но вопрос в том, в каком ключе они видят эти «единые правила». Команда фестиваля STENOGRAFFIA поддерживает решения, связанные с сохранением архитектурного наследия, сохранением арт-объектов и выстраиванием системной работы с коммунальными службами, а также упрощением системы согласования поверхностей для того, чтобы художникам было легче воплощать свои идеи».
Анна отметила, что в нашей стране уже есть опыт, когда монументальное наследие советского периода в виде мозаики и росписи было уничтожено, либо завешано баннерами по причине того, что эти объекты не были наделены достаточной символической ценностью. Мы считаем, что уличное искусство необходимо наделять ценностью, чтобы сохранять труды художников и в этом случае необходимы защитные механизмы, а также диалог между теми, кто способствует созданию уличного искусства (художники, фестивали) и представителями власти.
Если художник намерен создавать свои работы сугубо нелегально и не намерен сохранять то, что создает, то для него никакие правила работать не будут.
Граффи́ти – изображения или надписи, выцарапанные, написанные или нарисованные краской или чернилами на стенах и других поверхностях. К граффити можно отнести любой вид уличного раскрашивания стен, на которых можно найти всё: от просто написанных слов до изысканных рисунков.
Граффити сегодня – вид уличного искусства, одна из самых актуальных форм художественного самовыражения по всему миру. Существует множество разных стилей и видов граффити. Произведения, создаваемые граффити-художниками, – самостоятельный жанр современного искусства, неотъемлемая часть культуры и городского образа жизни. Во многих странах и городах есть свои известные художники, создающие на улицах города настоящие шедевры.
В большинстве стран мира нанесение граффити на чью-либо собственность без разрешения на то владельца данной собственности считается вандализмом и карается по закону. Иногда граффити используют для распространения сообщений политического и социального характера. Для некоторых людей граффити – настоящее искусство, достойное размещения в галереях и на выставках, для других – это вандализм.
Граффити – это быстро развивающаяся форма искусства, ценность которого яро отстаивается его приверженцами в словесных перепалках с представителями власти, хотя то же самое законодательство зачастую защищает граффити.
Текст: Горнунг Иван