«Передняя часть – это бронекапот, где был двигатель, и вот видите здесь все в следах – это уже следы того, что он находился в болоте».
На этих кадрах – легендарный штурмовик Великой Отечественной войны – Ил-2. Более полувека эта боевая машина пролежала в болотах Мурманской области.
«Управлял данным самолётом младший лейтенант Булаткин. В ходе выполнения боевой задачи по штурмовке переправы противника совершили один налет, вернулись на аэродром, произвели дозаправку и довооружение. Вновь вернулись к переправе, но, к сожалению, метеоусловия серьезно ухудшились. Вынуждены были строй рассыпать и уже по отдельности возвращаться на свой аэродром. В ходе возвращения младший лейтенант потерял ориентиры и совершил вынужденную посадку на заболоченное озеро», – главный специалист отдела экспозиции музейного комплекса Кирилл Антропов.
То, что осталось от самолёта, нашли в начале 2000-х. Уцелели только бронекапсулы, лонжероны крыла и стойки шасси.
«От идеи восстанавливать конкретный экземпляр отказались специально – чтобы продемонстрировать эхо войны. Однако по обломкам, представленным в этой экспозиции, сложно понять, как выглядел самолёт в те годы, поэтому всего в десяти шагах стоит отреставрированный штурмовик Ил-2», – корреспондент Кирилл Бажанов.
«В 21 году у нас появился самолёт, и пару лет ушло на структуризацию, выработку какого-то подхода, год на проектирование и застройку, производство вот в этом году случилось», – начальник отдела экспозиции музейного комплекса Андрей Зимин.
Помимо самого макета самолёта в новой зоне представлен и его оригинальный двигатель. Также здесь можно узнать об истории развития советской штурмовой авиации. Ил-2 – самый массовый самолёт – за 9 лет серийного производства было выпущено свыше 36 тысяч машин. Большинство экземпляров сошли с конвейера в Куйбышеве, однако с 1941 по 1942 годы их собирали и в Нижнем Тагиле. Уральцы поставили фронту 270 железных птиц.
Кирилл Бажанов