Как распознать домашнее насилие и найти силы уйти?

Насилие – это не только побои или принуждение к действиям сексуального характера. Есть еще и насилие психологическое.
625
16 января 2024 в 20:06
Как распознать домашнее насилие и найти силы уйти?
Насилие – это не только побои или принуждение к действиям сексуального характера. Есть еще и насилие психологическое.

И покричать друг на друга, поссорившись – это не насилие: ссоры нужны как инструмент настройки отношений. Поссорились из-за чего-то, решили проблему, живем дальше. Кто-то что-то резкое, обидное, оскорбительное сказал – это тоже еще не насилие. Признак насилия – повторяемость, периодичность. Как насилие распознать и, главное, как от него сбежать - в программе «Все говорят об этом».

Дарья Терещенко, женский психолог:

– Обесценивание, контроль, манипуляции, ограничения передвижения, ограничения общения с друзьями, близкими, вот это и есть психологическое насилие. Причем контроль выдается за заботу: не общайся с кем-то, потому что это приносит вред нашим отношениям.

И все это накапливается, идет по нарастающей, с начала отношений никто руками не размахивает. Женщина может чувствовать дискомфорт, но явных признаков, которые могут подсказать ей, что это насилие, в этот период еще нет.

Наталья Ворожцова, жертва домашнего насилия:

– У меня все так и было, все начиналось постепенно. Вначале муж не ограничивал меня в общении, а потом постепенно началось: «Вот эта девочка на тебя плохо влияет, не общайся с ней». Я делилась всем с мамой, но когда муж узнал об этом, он запретил мне с ней общаться. «Она лезет в нашу жизнь, она хочет нас развести, давай с ней не общайся», – говорил он.

Подсказать, что что-то в браке идет не так, может именно усиливающийся контроль. Вначале, как в истории Натальи, можно все. Постепенно сокращается количество людей, с кем можно общаться. О каждом часе, проведенном вне дома, нужно отчитаться. Муж начинает контролировать ваши личные финансы, требовать отчет за каждый потраченный рубль. Он начинает контролировать внешний вид, требовать, чтобы жена не делала яркий макияж, не носила короткие юбки и открытые блузки.

Проблема и в том, что жертвы насилия не воспринимают такие действия как насилие, как угрозу, как то, что требует реакции. И тем более они не думают о разводе: ведь пока не произошло ничего особенного.

Наталья Ворожцова, жертва домашнего насилия

– Я чувствовала, что мне тяжело, некомфортно, что меня что-то гнетет, но я никогда не связывала это с мужем.

Очень важно вовремя осознать, что причина дискомфорта – поведение мужа. И что ситуация требует реакции. Тут нужно попытаться все обсудить, проговорить. Чего добивается муж, в чем суть его претензий?

Наталья Ворожцова, жертва домашнего насилия:

– Я пыталась обсуждать с мужем наши отношения. Но он сводил все к тому, что я сама виновата. И я сама все время перед ним извинялась.

Дарья Терещенко, женский психолог:

– Перманентное чувство вины – это очень важный сигнал к тому, что вы на самом деле находитесь в ситуации насилия.

Очень важно это понять как можно раньше. И осознать, что ситуацию нельзя пускать на самотек, само ничего не рассосется. Нужно начинать активно исправлять отношения. И, если не получится – планировать развод.

Часто критической точкой становится декретный отпуск. Когда рождается ребенок, это стресс для всех, жизнь полностью меняется. Насильника это может вывести из равновесия. С другой стороны, женщина оказывается под его полным контролем, полностью зависит от него и финансово, и физически. И появляется мощный рычаг воздействия на нее: ребенок, которым можно манипулировать.

Еще один важный признак того, что за психологическим насилием последует физическое – это угрозы.

Наталья Ворожцова, жертва домашнего насилия:

– Угрозы начались с того момента, как я родила. «Отберу ребенка, ты ее никогда не увидишь, я тебя подставлю, подкину наркотики» – вот такое все было.

План эвакуации

Такие угрозы – это красная линия, после этого нужно уже придумывать план эвакуации, прекращения отношений, развода, при этом максимально безболезненного для женщины. И самое важное в этой ситуации – не остаться одной, наедине с мужем и с маленьким ребенком не руках. Необходимо обеспечить общение с родными, близкими подругами, которые готовы оказывать активную помощь, а не только сочувствовать. Нужно запастись телефонами линии поддержки женщин в кризисных состояниях, убежищ, кризисных центров. В то же время можно пытаться проговорить с мужем ситуацию, объяснить, что вы считаете это недопустимым, попробовать уговорить пойти вместе к семейному психологу.

Если этого не делать, если не удастся начать вместе спасать отношения, то, как показывает практика, побои неизбежны.

Наталья Ворожцова, жертва домашнего насилия:

– Я приняла решение развестись, и когда сказала об этом мужу, он жестоко меня избил.

И если это случилось, нужно бежать. Рубикон семейных отношений перейден. Побои обязательно повторятся.
Но почему же очень многие женщины после того, как синяки рассосутся, прощают мужа и забирают заявление из полиции, если оно вообще было написано.

Дело в том, что домашнее насилие циклично. После того, как насильник сбросил напряжение, наступает период «медового месяца». Он носит вас на руках, как в первые недели отношений, дарит цветы, подарки. Он просит прощения и обещает, что больше никогда такого не повторится. Он – тот, в которого вы когда-то влюбились.
На другой стороне стыд. Уйти, это значит, все друзья и родственники узнают, что муж вас бьет. И страх. Уйти – это значит остаться одной с ребенком, возможно, без жилья и дохода.

Конечно же, хочется поверить, что синяки были трагической случайностью, муж сорвался, он все понял, осознал, что так нельзя, в чем вас неоднократно уверил, и больше этого не повториться. Впереди – счастливый брак, который вы планировали, о котором мечтали. И главное, у детей будет отец. Но нет.

Лариса Лазарева, президент общественной организации «Аистёнок»:

– Практика показывает, что побои обязательно повторятся.

И вот уже тогда, когда приходит полное осознание ситуации, женщина и бежит. Иногда – в чем есть, схватив ребенка, ночью, в любую погоду, только чтобы выжить. 70% убитых женщин в России погибли от рук мужа или сожителя.

Но куда бежать? Если нет родителей или друзей, которые могут вас укрыть, вам дорога в кризисные центры.

Лариса Лазарева, президент общественной организации «Аистёнок»:

– Мы можем дать инструкцию по телефону: как собраться, составить план побега. Мы можем вывезти вас на машине.

Но иногда и это не помогает. В Екатеринбурге начался суд над мужчиной, убившим свою жену, Валентину Бушуеву. Он ее бил, она сбежала, ее укрыл как раз «Аистенок». Казалось, жизнь наладилась, она даже купила квартиру в ипотеку. Но бывший муж выследил ее и задушил.
Поделиться:

Главные темы