Юбилей «Победы»: легенда советского автопрома празднует 75-летие. В середине прошлого века это был первый советский легковой автомобиль с несущим кузовом без выступающих крыльев, подножек и фар. Причем путевку в жизнь машине дал лично Иосиф Сталин.
«"Ласточка" в состоянии удовлетворительном, нуждается в реставрации, но проходит по разряду "сохранившаяся"».
Ласточкой Игорь Белан называет свой ГАЗ-М20, в народе он известен как «Победа». Машина была выпущена больше 70 лет назад, но, несмотря на это, все детали на месте, да и сам автомобиль всё еще на ходу. За рулем Игорь с 18 лет. «Победа», говорит, ему досталась по наследству: в середине прошлого века его дед, чтобы купить новенький автомобиль, продал свой дом. У нынешнего хозяина мысли расстаться с семейной реликвией не возникало ни разу.
Игорь Белан, владелец «Победы»: «Был период, когда уже были массово "Жигули", многие как-то так с ехидцей смотрели на нее, что на какой-то там едешь табуретке, все говорили, мол, продал бы, да купил, но не пожалел, что не поменял "Победу" на "Жигули"».
Разработка машины в Советском Союзе началась еще до войны, а решение о выпуске было принято сразу после победы в Сталинградской битве. С конвейера Горьковского автозавода первые образцы сошли в 1946 году. Кстати, их согласовывали лично с Иосифом Сталиным. А вот свое название машина получила не сразу.
Александр Пономарёв, экскурсовод Музейного комплекса УГМК: «По разным версиям, Сталин проходил мимо машины, которая тогда называлась "Родина". Был один вопрос: почем "Родину" будем продавать? Вот эта фраза звучит в самых разных интерпретациях совершенно по-разному, но смысл один и тот же. В итоге стали называть машину "Победой"».
Советская «Победа» стала первым в мире автомобилем конвейерной сборки с бескрылой формой кузова.
Станислав Чуркин, сотрудник Музейного комплекса УГМК: «По передней подвеске мы кое-что подсмотрели у "Опель-Капитана" – это пружинная подвеска, а по остальному – это в основном были наработки еще до войны, и поэтому сказать, что "Победа" была с кого-то скопирована, – нет».
Особым успехом пользовался и ГАЗ М-72 – это полноприводная «Победа» с модернизированным кузовом и кожаным салоном.
Станислав Чуркин, сотрудник Музейного комплекса УГМК: «Это комфортабельный легковой седан, но со всеми качествами вездехода. Полноприводный автомобиль, у которого помимо отопителя салона есть уже и радио, – можно слушать "Маяк", преодолевая кукурузное поле».
Сегодня ГАЗ-М20 отметил свой 75-летний юбилей. Всего же было выпущено более 240 тысяч советских «Побед».