Родовая земля: представители общины «Юрта Лопаевых» добиваются признания Новой Ляли территорией компактного проживания манси.
Василий Каргаполов легко попадает в цель. Он потомок манси, меткость у него в крови. Уже два года мужчина возрождает традиции предков: занимается пчеловодством, рыболовством и делает домашнюю утварь.
В июне этого года Василий зарегистрировал родовую общину «Юрта Лопаевых» – это девичья фамилия матери, которая и была манси. Однако доказывать собственную принадлежность к малочисленному народу мужчине пришлось через суд.
Теперь он хочет добиться признания Новой Ляли местом компактного проживания манси.
Василий Каргаполов: «Нужны все критерии. Мы этим критериям полностью отвечаем. У нас создана община, она зарегистрирована, нас меньше 50 тысяч в общине. Нас всего 100 человек. Мы подтверждаем через суд принадлежность своей национальности, здесь проживали наши предки».
История рода Лопаевых начинается в селе с одноименным названием, расположенном недалеко от Лобвы. Здесь можно увидеть деревянного медведя и изображения других мансийских богов.
Раиса Касьянова: «Если сейчас моим внукам не сказать, что они вогулы, что они манси, и что вот это – их родная деревня. У нас много заброшенных деревень здесь, где уже никто не живет. Пройдет 100 лет, деревни не будет, никто не приедет, нас не вспомнит».
Если это место признают особой территорией, манси получат так необходимые им льготы для охоты, рыбалки, использования лесов и земель.
Татьяна Гладкова, заместитель министра экономики и территориального развития Свердловской области: «Мы выезжали в сентябре на территорию Новолялинского городского округа и провели там рабочую встречу с представителями общины «Юрты Лопаевых». Сейчас мы ведем сбор документов по данному вопросу для направления необходимого пакета документов на федеральный уровень».
До сих пор в Свердловской области местом компактного проживания манси признан только Ивдельский городской округ.
Татьяна Мерзлякова, уполномоченный по правам человека в Свердловской области: «Не хотят им давать это. Потому что сразу же, как только статус присваивается, они наделяются контролем над использованием этих ресурсов. И кому-то это не нравится».
Администрация Новой Ляли уже выделила отдельное помещение, где представители северного народа изучают родной язык и традиционные ремесла. Теперь Василий Каргаполов надеется, что и землю, где живет его род, вскоре признают особой территорией, и представители общины продолжат традиции предков.
Юлия Дегтянникова