Один водитель, два крана, больше трех часов на установку. И вот первая советская туристическая подлодка заняла своё место среди морской коллекции музейного комплекса. Её вместимость 44 человека при длине более 28 метров.
«На сегодняшний день Нептун будет занимать место рядом с Музеем военной техники, который находится у меня за спиной. Все смогут прийти на него посмотреть. Стоять он здесь будет несколько лет. В плане у нас реставрация. Как вы видите, на нём есть ржавые подтёки и прочие вещи, которые, конечно, хотелось бы устранить», – исполнительный директор Музейного комплекса Елена Филатова.
34 года назад, в сентябре 1990 года подлодка впервые погрузилась под воду в акватории Белого моря. А уже после отправилась на испытание в Карибское. Но там у судна выявили целый ряд недостатков. Оказывается, «Нептун» даже успел покатать туристов в Карибском море. Правда, хватило его только на 9 месяцев. Из-за особенности своей конструкции, а именно из-за маленьких вентилей, он банально не справлялся с местным течением. Его отправили на доработку в Северодвинск. Но доработки не случилось. И в итоге так он там и остался. Все эти годы судно простояло в Северодвинске. По слухам, его даже пытались за небольшие суммы выкупить предприниматели, чтобы сделать из него кафе. Но в 2012 году «Нептун» был признан памятником науки и техники. И, наконец, спустя годы Верхнепышминский музей получил подлодку на экспонирование. Из Северодвинска судно сопровождали пять машин.
«Я погуглил. Он единственный в мире. Поэтому очень была ответственность такая. Старались везти аккуратно. Везде внимание привлекали. Спрашивали, что это такое и фотографировали», – водитель Игорь Хотнюк.
Теперь экспонат стоит в очереди на реставрацию в музейном комплексе сразу после «Бурана». Освежат его ориентировочно через несколько лет. Директор музея признаётся, что хочет отремонтировать судно не только снаружи, но и создать условия для того, чтобы посетители смогли побывать внутри настоящей подлодки.
Евгений Алексеев