Войну браконьерам объявили на севере региона. Инспекторы три раза в день выходят в рейды и, как правило, возвращаются не с пустыми руками.
Сети, капканы, ловушки и десятки килограммов краснокнижной рыбы – всё это приходится утилизировать. Воды Вижая сейчас для Евгении Медведевой, как полки в продуктовом в годы перестройки, – чаще пусты, чем с уловом.
Евгения Медведева, жительница села Тохта: «Рыбы не так много стало в связи с наплывом туристов. Для нас, людей, которые живут на реке, это стало реальной проблемой. Хотелось бы, чтобы ситуация в корне поменялась».
Евгения и ее муж сменили шум Екатеринбурга на звенящую тишину тайги. Уже семь лет они вдвоем составляют всё население поселка Тохта. Здесь нет мобильной связи, магазинов, а до ближайшего города – Ивделя – больше сотни километров. Поэтому охота и рыбалка – основное занятие Медведевых.
Евгения Медведева, жительница села Тохта: «Мне в принципе нравится природа. И такое занятие увлекательное, казалось бы, для мужчин, но рыбалка меня тоже заинтересовала. Я попробовала, стало получаться, и я решила, что тоже буду этим заниматься наравне с мужчинами. Не хуже у меня это получается».
Еще лучше ловить рыбу получается у тех, кто забывает о законах, – у браконьеров. Они позволяют себе добывать десятки килограммов сетями и ловушками. Самая популярная северная рыба – хариус, за которым в основном и приезжают. Иногда в водах Вижая попадается и таймень, запрещенный к вылову. Рыбаки обязаны отпускать его с минимальными повреждениями.
Леонид Малеев, старший инспектор отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по Свердловской области: «Пусть ловят, нам не жалко, но должны соблюдать правила: размерность и количество выловленной рыбы – 5 килограммов в сутки на человека, больше нельзя. За это 2 тысячи рублей штраф, плюс за каждую голову отдельно подсчет ущерба. Хариус стоит 925 рублей независимо от размера и веса».
А это тоже нарушение: многие плавают на моторках, загрязняя бензином воду. Причем, по словам инспекторов, браконьеры чаще всего осознают, что нарушают закон.
Сергей Васильев: «Основная масса все знают, все это знают. Просто кто не попадается, кто попадается, – тоже говорят: мы знаем. Желательно снимать видеорегистратором, который у нас имеется, либо на телефон, и всё – составляют протокол административный. Предоставляют документы нам, и мы составляем протокол».
Борьбу с браконьерами ведут по всей Свердловской области: рейды на водных объектах проходят ежедневно. Всего за 2 недели нашли 35 нарушителей, выписали штрафов почти на 100 тысяч рублей, а также изъяли запрещенные орудия лова – сети, ловушки и капканы.
Дарья Богатова, Ева Носкова