Свой 94-й театральный сезон Свердловский театр драмы начал с «Измены»

Поставила спектакль звездная команда из Москвы, возглавляемая режиссером Владимиром Панковым.
1.4к
29 августа 2023 в 18:30
Свой 94-й театральный сезон Свердловский театр драмы начал с «Измены»
Поставила спектакль звездная команда из Москвы, возглавляемая режиссером Владимиром Панковым.

Казалось бы, такое название ориентирует на давно ставшие обычным явлением нашей действительности интриги, расследования, громкие скандалы. Как минимум, классическое театральное: «Молилась ли ты на ночь, Дездемона?». Но нет. Один из первых зрителей премьеры метко охарактеризовал его как «чувственный, добрый, нежный и цельный выплеск о любви и верности».

Обывательский мирок ничем не примечательного города Покровска будоражит сногсшибательная новость. Обыкновенный стоматолог Зара Петровна, побывав на курорте, изменила мужу, да не абы с кем, а с самим Валетовым, известным поэтом, всенародным любимцем, автором популярной песенки «Вера, Верочка». Для городка, где главной новостью дня может стать в лучшем случае лимон, завязавшийся на подоконнике у бабы Маши, это событие века!

Сплетня разлетается со скоростью света. Взбудораженный Покровск гадает – правда или нет? Зара Петровна из заурядной «мышки» вырастает в глазах общества до уровня загадочной роковой красавицы. И тут Покровск подпрыгивает второй раз – Валетов в городе! Теперь-то узнаем все! Муж-«рогоносец» устремляется в гостиницу с единственной целью – получить сатисфакцию за поруганную мужскую честь. Но не тут-то было. Выясняется, что исстрадавшаяся по «большой любви» Зара, как горьковская Настя из «На дне», все придумала и сама в свою выдуманную мечту поверила.

Теперь перед бедным мужем встает новая задача: заставить звезду… публично признать факт измены и тем спасти честь женщины!

Иронизируя над нежданно разыгравшейся в Покровске бурей в стакане, Владимир Панков не ограничивается заложенной в пьесе сатирой на скуку и ограниченность провинциальных нравов, где выделиться можно лишь звездным адюльтером. В содружестве с художником спектакля Максимом Обрезковым они выстраивают огромный мир, полный человечности, любви и красоты.

В спектакле множество ностальгических, почти неуловимых штрихов-отсылок к нескольким векам российской культуры. То Зара Петровна произнесет в духе чеховской Заречной: «Я – Каштанка… Нет, не то…», то выпивший поэт-песенник начнет нести околосицу, возлежа на руках провинциальных чиновников, как чистый Хлестаков. А в финальном благословляющем Покровск обращении Валетова явно слышатся устремляющиеся ввысь мотивы знаменитого захаровского Мюнхгаузена: «Расслабьтесь Пальцевы, все расслабьтесь!» («Улыбайтесь, господа!»).

Покровск Леонида Зорина – город вымышленный. Провинциальность в головах, в том числе и жителей столиц, и Екатеринбурга в частности. Владимир Панков: «Наш спектакль – очень незлая история. Мы все сейчас со своими гаджетами погрязли в сплетнях. Миллионные обсуждения в блогах о жизни звезд! И два-три просмотра, когда реально интересное научное открытие. В этом парадокс современности». Над этим, вслед за автором пьесы Леонидом Зориным, Владимир Панков смеется, грустит, иронизирует и очень красиво, поэтично говорит о любви и верности…

Царь и бог спектакля – знаменитый поэт Валетов в исполнении Константина Шавкунова. Свободный, пресыщенный славой, он парит над мелочными страстями Покровска, забавляется ими, повелевает разгоревшимися стихиями, в то же время с грустью понимая, что и он в своей жизни что-то очень важное растерял. По замыслу режиссера что-то подобное должен осознать и тот, кто сидит в зрительном зале…

Юлия Табачкова
Поделиться:

Главные темы