В Свердловской области подошла к концу Уральская проектная смена, в ней приняли участие 78 школьников – ученики 8-11 классов. За 21 день ребята, объединившись в небольшие группы, разработали инновационные технологические проекты по направлениям – «Новая медицина и качество жизни», «Пространственное развитие» и «Новые технологии и материалы».
«Участниками Уральской проектной смены могут стать школьники, ученики 8-11 классов, обучающиеся на территории Свердловской области и прошедшие конкурсный отбор, в ходе которого они демонстрируют навыки владения рядом профильных предметов и интерес к научно-технологическому творчеству, работе в междисциплинарных командах», – рассказала заместитель первого проректора УрФУ, руководитель Уральской проектной смены Надежда Терлыга.
Наставники и участники
– Александр Кормильцев, наставник Уральской проектной смены:
Мне, как инженеру, нравятся инженерные проекты, и в ходе смены я увидел новые технологические решения. Например, одна из команд работает с измерительным стендом для двигателей наноспутников, они молодцы! Очень перспективны проекты по мониторингу состояния лесов, разработке платформы для планетохода…
Также считаю перспективным и наш проект «Система автоматической высадки цветущих растений». У него нет аналогов. Дело в том, что городское пространство недостаточно озеленено, зачастую обитатели жилых комплексов своими силами пытаются благоустроить окружающую среду, тратят большие деньги, но результат, которого они достигают, нередко слишком прост и не устраивает жителей. Мы предлагаем инновационное решение: пользователь может загрузить специальное приложение, выбрать понравившуюся картину, которую он хотел бы увидеть в своем дворе, а также семена растений, и сделать заказ. В результате растения будут высажены согласно рисунку, каким его видит заказчик. Это могут быть даже полотна художников. Наш проект может быть востребован в связи с грядущими событиями, значимыми для Екатеринбурга, - Универсиада, юбилей Екатеринбурга, застройка новых микрорайонов, которые ищут свое лицо.
Уральские проектные смены готовят инженеров-инноваторов, айтишников и представителей многих других востребованных профессий.
– Пётр Чугунов, наставник Уральской проектной смены, руководитель одной из команд:
Мне понравились такие технологические и медицинские проекты Уральской проектной смены, как медицинская информационная система для пациентов с COVID-19, двигатель для наноспутника, интересна разработка системы автоматической высадки растений.
Наша тема – «Программно-аппаратный комплекс мониторинга лесов». Лесные пожары возникают, прежде всего, из-за отсутствия технологии обнаружения очагов возгорания. Мы разработали комплекс аппаратов, которые будут передавать данные о состоянии лесов на базовую станцию, также нами создана программа по работе с этими устройствами. В оборудовании используются датчики, измеряющие уровень углекислого газа, температуры, влажности, осадков. Прототип аппарата уже готов.
Уральские проектные смены – это сфера метапредметного образования, благодаря этому подходу ребята комплексно развиваются, осваивают новые знания, и им проще реализоваться во взрослой жизни.
– Павел Колесников, участник Уральской проектной смены.
Я из города Богданович, школа №5, 10 класс. Председатель совета школы, организую и веду мероприятия. Мне нравится работа с междисциплинарными проектами. Уральские проектные смены мне интересны тем, что наставники и участники мероприятий – жители одного региона, с выпускниками смены и наставниками потом можно встречаться, поддерживать контакт.
Можно также попросить о помощи и помочь другим.В моих планах - продолжить обучение в сфере космических систем, рассматриваю для поступления ИРИТ-РТФ УрФУ. МГТУ им. Н.Э. Баумана, Самарский университет, вузы Санкт-Петербурга.
Проект нашей команды – «Командно-измерительная линия и силоизмерительное устройство для испытаний двигательной установки коррекции орбиты малого космического аппарата формата CubeSat».
В прошлом году, кстати, я тоже занимался наноспутником, мы создали прототип, испытывали его, затем выигрывали различные конкурсы.
В этом году мы работали с 3D-моделированием и испытательным стендом, разработали силоизмерительное устройство для определения сверхмалой силы тяги двигателей, систему управления работой двигателя и сбора телеметрии на одной печатной плате, веб-интерфейс. Также командно-измерительная линия позволяет получать телеметрию с двигателя, мы снимаем 7 показаний. Кстати, сам спутник весит 1,5 кг.
– Шевцов Сергей, участник Уральской проектной смены.
Я из Екатеринбурга, школа №63, 10 класс. Увлекаюсь инженерной деятельностью, электроникой, 3D- моделированием. В ходе Уральской проектной смены я планировал развить свои навыки, получить опыт работы в команде и разработки устройств.
Знаний, которые мы получаем в обычной школе, по моему мнению, недостаточно, поскольку в школе проходит обучение по общей программе. А Уральская проектная смена – это концентрация людей, которые собираются по интересам, так что работа на смене эффективна с точки зрения обучения.
В ходе смены я «прокачал» навыки лидера команды и организатора, овладел тонкостями междисциплинарной работы. Это уже моя третья Уральская проектная смена в «Сириусе», также я участвовал в одной смене на Таватуе.
В Уральских проектных сменах меня привлекает командная работа, под началом высококвалифицированных наставников. В моих дальнейших планах – поступить на инженерную специализацию в УрФУ.
Наша команда работала над проектом системы автоматической высадки цветущих растений. Проект предполагает автоматизацию процесса посадки клумб, мы автоматизируем процесс ручного труда, увеличиваем скорость посадки и уменьшаем затраты по благоустройству территорий, минимизируем риск повреждения семян при посадке, исключаем человеческий фактор. Система позволяет создавать сложные орнаменты, даже воспроизводить картины известных художников при помощи растений.
Сегодня растет качество жизни людей, есть запрос на озеленение городов, концептуальное осмысление дизайна клумб и зеленых насаждений. Уверен, что благодаря нашему проекту город станет красивее.
– Александр Исаков, участник Уральской проектной смены.
Я из Екатеринбурга, учусь в гимназии № 35, 10 класс. Я во второй раз на Уральской проектной смене. По моему мнению, смена – это крутая прокачка хард скилов и софт скилов. Это возможность с головой погрузиться в развитие, для этого здесь создают все условия.
Наша команда работала над проектом «Invoke.education (умная система для наставников)». Наша платформа позволяет школьнику, который интересуется программированием, дорасти до уровня специалиста, который уже может устраиваться на работу. Известно, что подростки зачастую теряют мотивацию, не доходят до конца обучения, у них отсутствует наставник, одновременно подросткам проще понимать ровесников. Наш проект решает проблему наставничества и мотивирования.
Согласно замыслу авторов проекта, ученики обучаются на курсе программирования, у них разные уровни, наставник, который поможет преодолеть сложности, бесплатно. Предусматривается возможность соревнований и хакатонов. После курса ученик может сам стать наставником, потом подрабатывать, к примеру, в качестве фрилансера.
Таким образом, наша платформа помогает вырастить молодых специалистов.
– Пушкарёва Елизавета, участник Уральской проектной смены.
Я учусь в СУНЦ УрФУ, в 11 классе. У меня много увлечений, я пишу и играю на гитаре. В будущем хочу поступить в вуз Санкт-Петербурга. Уральские проектные смены - это возможность начать свой путь в прикладной сфере, шанс «поднять» стартап, ощутить, что то, что ты делаешь, нужно людям, это очень мотивирует.
На смене мы разрабатывали проект «Система интеллектуальной оценки гибких навыков кандидата» на основе данных социальных сетей. Страницы соцсетей могут помочь определить показатели экстраверсии, интроверсии, способность к лидерству. Таким образом, HR –специалист получит психологический портрет пользователя.
Благодаря нашей разработке анализируется контент, который потребляет и производит пользователь.
Четвёртая смена. Проекты программистские, первый был тоже по соцсетям, второй по оптимизацией дорожного движения.
Накануне состоялась защита проектов смены. Лучшим, согласно решению жюри, признан проект «Программно-аппаратный комплекс мониторинга лесов», который реализован под началом наставника Петра Чугунова.
Члены команды отмечают, что актуальность их разработки подтверждена независимыми экспертами. В ходе смены даже были созданы два прототипа устройства, макет внутренней электронной начинки, печатная плата. Стоимость одного устройства, по оценке его создателей, составляет до 5 тысяч рублей.
Текст: Горнунг Иван