В руках Антона Гапонова необычный инструмент – мобильный текстурный 3D-сканер. Прибор позволяет выполнить трехмерное сканирование человеческого тела и показать мельчайшие подробности рельефа. Процесс занимает не больше 15 минут, а излучение лазера безвредно. Мы не двигаемся и тестируем чудо техники на себе.
«Этот сканер может даже сканировать волосы, текстуру, это, конечно, еще надо будет обрабатывать в дальнейшем, и после чего получится полноценная 3D-модель, которую уже можно использовать в научной практике».
Внедрение 3D-сканера в изучение анатомии необходимо, как глоток свежего воздуха, это признают в Уральском государственном медицинском университете.
«Можно в программе делать какую-то морфометрию: измерять нос, лоб, губы, изучать особенности. Для восприятия это наиболее лучше подходит для студентов, лучше понимают, потому что студент живет в своей цифровой среде», – рассказывает ассистент кафедры анатомии, топографической анатомии и оперативной хирургии УГМУ Антон Гапонов.
«Мы к использованию кадаверного материала на занятиях по анатомии добавляем виртуальные отсканированные образы этих препаратов, и на определенных этапах, на тех или иных занятиях, мы предполагаем использовать элементы виртуальной и дополненной реальности», – делится доцент кафедры анатомии, топографической анатомии и оперативной хирургии УГМУ Андрей Якимов.
А вот еще одно инновационное решение – 3D-принтер. С его помощью у студентов появилась возможность напечатать любую часть человеческого тела или органа, как в реальном масштабе, так и в увеличенном. Вот, например, в руках у второкурсника Семена – позвонок.
«Настоящие позвонки они очень ценны, их ограниченное количество и в процессе обучения они очень часто ломаются, с ними что-то происходит, а например цена вот этого позвонка, напечатанного, составляет всего 100-150 рублей», – говорит студент 2 курса Уральского государственного медицинского университета Семен Шелехов.
Лаборатория виртуальной анатомии открылась в Уральском государственном медицинском университете в рамках программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030». Это первое такое научно-образовательное пространство среди медвузов страны. Ресурсы лаборатории позволят создать уникальные коллекции виртуальных персонифицированных 3D-анатомических объектов, которые станут основой для обучения анатомии XXI века – «в цифре».
«Мы два года были кандидатом и получили базовый грант, почти 134 миллиона рублей, из них 60 миллионов – это на образовательную деятельность. У нас появилась возможность за счет этих средств создать новые, инновационные лаборатории, на наших базовых кафедрах, через которые проходят все студенты», – рассказывает ректор Уральского государственного медицинского университета Ольга Ковтун.
И в будущем это поможет студентам не только глубже понять анатомию, но и послужит методической основой для кандидатских и докторских диссертаций по анатомической тематике.
Ксения Батрачи