Клавишный инструмент, на котором играет Александр Старков, имеет весьма мелодичное название – клавицимбал. Это дальний родственник клавесина и фортепиано. Именно так когда-то звучала эпоха Возрождения. Вот и уралец решил возродить из далекого прошлого музыку, которая созвучна его душе. Клавицимбал он реконструировал своими руками.
Новое звучание в руках Александра обрела и виола. К ней любитель Средневековья и готики добавил необычную педаль и прикрутил ручку. Согласитесь, выглядит эффектно. Словно средневековая рок-гитара. А это циттерн, на нём исполняли хиты, популярные в эпоху Ренессанса.
Отучившись в консерватории, Александр понял: его душа поёт в готическом стиле. И чтобы муза не молчала, начал сам создавать средневековые инструменты. Вдохновение черпал не только у композиторов, но и у живописцев.
«Старался брать как можно больше информации, с каких-то там картин ренессансных художников, до каких-то словесных описаний, как там, что где было устроено, может какие-то чертежи там сохранялись. Ориентировался на опыт европейских современных мастеров, которые достаточно активно занимаются тем, что реконструируют инструменты», – музыкант Александр Старков.
В коллекции музыканта уже более 60 струнных, клавишных, духовых, ударных и щипковых инструментов. Все – ручная работа. К каждому своему творению Александр относится как к музейному экспонату, пылинки сдувает. А создавая новый, не забывает о старой доброй классике – в качестве материала использует ель, сосну и другие благородные породы дерева, чтобы инструменты прослужили дольше.
«Да, любые струнные, смычковые, щипковые, клавишные, духовые, даже ударные. Есть литавры, они правда остались в Черногории, я там часть инструментов оставил... Вот каждый день там с утра до вечера работаешь, готовый инструмент через неделю, но этот наверное полгода ушло, если вырезать всякие паузы», – музыкант, изобретатель инструментов Александр Старков.
Первую мастерскую Александр Старков обустроил прямо в квартире. Там же и репетировал. Впрочем, не все соседи такие концерты оценили. А вот меломаны со всего мира прислушиваются к его виртуозной игре. Аутентичное звучание средневековых инструментов покорило любителей возрождённой музыки от Камчатки и Сахалина до Санкт-Петербурга и Мурманска.
«Мы тоже решили почувствовать себя маэстро в эпохе Ренессанса и сыграть на клавицимбале. Ощущения непередаваемые, как будто бы и правда в то время попала», – корреспондент Наталия Гришко.
Возродив музыку прошлого, уралец между тем устремился в будущее. В планах – создать футуристические инструменты, которые Александр представляет в форме пирамид. Что ж, поживём – увидим. Может, вскоре появится необычный оркестр, в котором в один мощный голос зазвучат такие далекие друг от друга эпохи.
Наталия Гришко