Телеграмма в будущее, 200 пар грязных носков и корабль «Интеграл» из романа Замятина на заводе: совсем скоро в Екатеринбурге стартует VI уральская индустриальная биеннале современного искусства.
Таким цех оптико-механического завода точно еще не был. Одноэтажное здание художники превратили в космический корабль «Интеграл» из романа «Мы». Реальность обрастает мечтами о свободе, выраженной в самых причудливых формах.
Сразу же на входе гостей встречает пожилая женщина. У нее нет имени, но она обладает невероятно пронзительным взглядом, который заставляет любого, кто на нее посмотрит, сразу задаться самыми глубокими личными вопросами. Но какими – каждый должен решить для себя сам.
Мотивами романа Евгения Замятина пронизана вся экспозиция. На центральной стене огромная надпись «Мы», только на английском. Многие художники провели параллели между событиями в произведении и реальностью, посвятили свои работы разрыву оков локдауна.
Аднан Йылдыз, куратор проекта «Мыслящие руки касаются друг друга»: «Мы снова физически вместе. Арт-взгляды, арт-идеи и арт-опыт до этого были в локдауне, очень долго мы видели только через экраны, делились опытом через экран. И вот теперь мы всё видим вживую, этот масштаб, эти цвета, наши тела здесь вместе».
Болгарский художник Антон Стоянов кроме зеркально-стеклянных панно привез коллекцию своих носков, причем грязных. Говорит, столько он скопил именно за время локдауна. Они стали его личным символом работы взаперти.
Антон Стоянов: «Я всегда использую эти носки, когда работаю или рисую. И эти носки – тоже, по сути, полотна, на которых пыль и грязь из моей студии. И чем напряженнее я работаю, тем реже я меняю носки и тем в принципе грязнее в студии».
В этом году Уральская индустриальная биеннале заняла цех Уральского оптико-механического завода (Ростех), помещения бывшего кинотеатра «Салют», Главпочтамт, а также цирк – там поставили спектакль.
Алиса Прудникова, комиссар Уральской индустриальной биеннале современного искусства: «Создать для цирка перформативную программу. Цирк – это пространство, которое благодаря биеннале находится в нашей перезагрузке».
Официально биеннале откроется только 2 октября. Но одна из площадок уже доступна – это Главпочтамт. На каждом этаже расположились арт-объекты. Самый заметный – на фасаде – это строка из телеграммы в будущее: «Во все завтра зпт которые мы предпочитаем не верить тчк».
Мехтап Байду, автор перформанса «Камни желаний»: «Я запечатываю желания женщин в этих камнях своей ладонью. Всё, что они пожелали и нашептали, навсегда останется внутри, я храню их тайну».
Приветственным перформансом журналистов встретила курдская художница Мехтап Байду. В ее руках камни, на которые женщины со всего мира нашептали свои желания. Сургучной печатью в форме собственной ладони Мехтап как бы увековечивает послания, которые тоже станут частью экспозиции на почте, а после отправятся в Берлин.
Альберт Мусин