Заплати спустя три года и совершенно чужим людям. В парадоксальную ситуацию попали водители из Екатеринбурга. Виновник и пострадавший в ДТП не имеют друг к другу финансовых претензий, а компания, которая вообще не понесла никаких убытков в аварии, через суд требует возместить ей десятки тысяч рублей.
В декабре 2018 года Алексей стал виновником ДТП. Составили европротокол, каждый поехал в свою страховую. Пострадавшую машину отремонтировали, денег хватило, никаких взаимных претензий. Прошло три года, и внезапно Алексей получил иск в суд. Якобы он должен еще 70 тысяч рублей. «Я считаю, что взыскивают несправедливо».
Оказалось, что потерпевший в аварии заключил договор цессии, то есть передал право требования возмещения ущерба страховой компании.
Михаил, пострадавший в ДТП: «Это было обязательное условие: подписать договор цессии. Когда дали договор цессии, я спросил: «Для чего он нужен?». Мне сказали, что, если сумма ремонта будет превышать сумму страховки, чтобы я не занимался хождением по судам с виновником аварии. За меня это будет делать страховая компания».
По закону об ОСАГО страховая оплачивает только ремонт с учётом износа автомобиля. Но иногда этих денег не хватает, и пострадавшие могут взыскать недостающую сумму с виновника ДТП. Получается, что потерпевший может получить сумму на ремонт без учета износа. Часть заплатит страховая, а разницу взыщут с виновника аварии. Старая машина или новая, и сколько в реальности потратят на её восстановление – не имеет значения.
Алексей Фомин, виновник ДТП, жертва автостраховщиков: «Реальных расходов «Ремарк-к» не понесла. Суммы, которую оплачивала страховая компания, было достаточно, чтобы отремонтировать автомобиль в исходное состояние».
На стороне виновника аварии даже потерпевший, машину он уже давно продал и никаких финансовых претензий не имеет. «Я считаю, что несправедливо то, что с него взыскивают сейчас какие-то дополнительные деньги».
В такую ситуацию, когда виновники аварии сами становятся пострадавшими, попали ещё сотни водителей со всей России. По сути, они стали должны не потерпевшим в ДТП, а совершенно чужим людям – автоюристам, которые получили право требовать долг.
Вячеслав Ерофеев, член Союза страховщиков уральского региона: «Договор цессии – это прямой заработок нечестных юристов, которые наживаются на том, что есть лазейки в законе, и выплата между суммой с учётом износа и без учёта износа».
Светлана Брагина, адвокат жертвы автостраховщиков: «Мы полагаем, что всё-таки не имея вреда, пытаются взыскать денежные средства с моего клиента. Законным путём, но не понеся того ущерба, который пытаются взыскать».
Из виновника в пострадавшего превратился и Максим, тоже из Екатеринбурга. История один в один – машины отремонтированы. Но спустя три года появляется иск в суд – с требованием выплатить 50 тысяч рублей – от юридической компании, которая вообще никаких убытков не понесла.
Максим Колошин, виновник ДТП, жертва автостраховщиков: «Тут я был не согласен. В экспертизе, якобы независимой, значилась часть элементов, которые при ДТП не были повреждены».
Оба водителя сдаваться не намерены и готовы дойти до Верховного суда.
Юлия Дегтянникова