Писать православные иконы учат в Невьянске. Там открылся центр художественного образования и обучения народным промыслам.
Золочение – один из важных этапов оформления иконы. Работа сложная и кропотливая. Таня Буланенко только начала постигать азы старинного ремесла, но уже твердо решила, что станет мастером.
Татьяна Буланенко, воспитанница Невьянского центра художественного образования и обучения народным промыслам: «Писать иконы для меня удовольствие. Меня притягивает к этому. Я хочу стать мастером и проводить уроки».
Все иконы пишутся по определенным канонам. Например, одежда Богородицы может быть только красного цвета. Однако каждый мастер вправе дополнить образ деталями. Для невьянской иконописи характерны обилие красок и мелкие узоры.
Елена Николаева, педагог по иконописи Невьянского центра художественного образования и обучения народным промыслам: «Все эти мелкие детали, проработки. Окно, а в нем узоры – это характерно именно для невьянской иконы, поэтому мы много внимания уделяем работе с миниатюрой».
Кроме техники написания икон дети на уроках изучают историю ремесла и даже сами изготавливают красители и клей. Для этого используют натуральные компоненты – яйца или желатин. Большие иконы в основном изготавливают из дерева, на которое клеят ткань и наносят специальный грунт – левкас. В состав материала входит мел и клей. Затем основу просушивают около суток. Такой грунт не дает иконе потрескаться. Центр художественного образования и обучения народным промыслам в Невьянске создан на базе дворца молодежи по поручению губернатора Евгения Куйвашева. Школа иконописи разместилась в историческом особняке купца Дождева. Теперь здесь могут заниматься 90 детей.
Нина Журавлёва, первый заместитель министра образования и молодежной политики Свердловской области: «Невьянская икона сегодня известна и является брендом не только Невьянска и Среднего Урала, но и в России и за ее пределами. Когда мы воспитываем молодых невьянцев и ребят из других муниципальных образований, мы сохраняем свою историю».
Программа обучения рассчитана на 8 лет. После этого каждый ученик получает документ о предпрофессиональной подготовке.
Александр Слизько, директор Дворца молодежи Екатеринбурга: «Восемь лет они здесь занимаются, после мы выдаем им документ государственного образца, с которым они могут пойти дальше обучаться по своему направлению».
Свою технику мастера стараются совершенствовать. Недавно уральские иконописцы в качестве материалов помимо дерева стали использовать металл.
Любовь Букреева