С последствиями ядерного взрыва боролись в Режевском районе. Там прошли учения, по легенде, после катастрофы выжили несколько десятков человек и всем требуется помощь.
Когда произошел ядерный взрыв, Анна с сыном Димой отдыхали на реке. Ударной волной их отбросило на несколько сотен метров от берега:
«Я не могу открыть глаз, ребенок не может идти, у него идет пена изо рта».
Насколько быстро семья дождется помощи, зависит только от спасателей. На Режевском карьере они ищут тех, кому посчастливилось выжить и кто нуждается в экстренной помощи. Взрыв ядерного топлива произошел из-за неправильной транспортировки. Огненный смерч охватил огромную территорию и испепелил флору и фауну. В живых остались около 30 человек. В поисках пострадавших и погибших спасатели прочесывают 150 квадратных километров территории, которую охватила техногенная катастрофа. Подниматься приходится и по таким сложным местам, где спасателей самих могут подстерегать опасности. Но всё это – лишь легенда учений проекта «Уралспас». Непрерывно в течение 36 часов добровольцы и профессиональные спасатели оттачивают навыки поисков и оказания первой помощи.
Александр Штин, руководитель проекта «Уралспас»: «На каждом пострадавшем размещается табличка, где указаны имя, фамилия и симптомы того состояния, в котором он находится. Это травмы, увечья. Состояние у всех очень тяжелое, требует транспортировки на носилках на большие расстояния».
Этого пациента зовут Чукмайзиир-Бейшак Мирзайбейтичи. Его состояние оценивается как тяжелое. Участники команды «Борода» пытаются сделать всё возможное, чтобы пациент был скорее жив, чем мертв:
«Он, видимо, альпинист. Видимо, тренировался и не справился с задачей». «Ты у нас доктор, оказывай помощь. Ну хотя бы поговори с ним».
О находке сообщают в штаб по полевому телефону. Важно: в имени нельзя допускать ошибок, иначе будет незачет. По тросам горе-альпиниста поднимают на вершину карьера. Дальше путь непростой – 5 километров пешком с носилками. Без сна и отдыха в течение 1,5 суток работает каждая из 26 команд. Победит та, чьи участники спасут больше всего человек. Каждый год учения проходят в разных локациях.
Василий Досалиев, заместитель начальника ГУ МЧС РФ по Свердловской области: «Каждый год, выбирая место на территории Свердловской области, мы подбираем такие участки, где необходимо по максимуму выполнить все мероприятия, где территория более подвержена рискам, там и необходимо выполнять данные задачи».
После этих учений участники, которые считают спасение людей своим призванием, но не состоят на государственной службе, могут аттестоваться и попасть в добровольческую дружину. В случае ЧП – крупного пожара, потопа, пропажи человека – они будут участвовать в спасательной операции наравне с профессионалами.