Неограниченные возможности: в Свердловской области в ближайшие полгода планируют трудоустроить 30 % жителей с инвалидностью. В пандемию найти работу им стало еще сложнее. Ежегодно региональная служба занятости населения оказывает профессиональную реабилитацию 6000 человек. Среди тех, кто, увы, не может похвастаться здоровьем, есть те, кто достиг мировых высот.
Переброс через сетку, прием мяча и подачи – классические элементы волейбола, только паралимпийского, в ДИВСе отрабатывают по два раза в день. Меньше чем через месяц спортсменам в составе национальной сборной лететь в Токио за медалями и денежными призами.
Танаткан Букин, тренер сборной России по волейболу сидя: «Основные игроки, кто попал в пул в паралимпийскую сборную, они стоят на ставке в ПКР».
Один из старейших игроков команды по волейболу сидя «Родник»Алексей Волков говорит, раньше приходилось совмещать тренировки и обычную работу, что серьезно влияло на качество выступлений: «Я учился и работал, пытался совмещать до определенного момента. Потом команда вышла на более профессиональный уровень, мы стали бронзовыми призерами чемпионата Европы».
Новичок в команде – бывший военный Александр. Службу пришлось оставить после подрыва на мине в Сирии. Здесь надеется найти новое призвание. Говорит, другой работы для него нет: «Если конкретно про инвалидов мы говорим, то, конечно, это сложнее. Либо это связи, либо ничто. В наше время здоровому человеку сложно устроиться».
Илье Филиппову повезло меньше. Бывший инспектор ГИБДД в кресле оказался два года назад. Всё это время новая работа остается лишь мечтой: «Когда слышат, что я инвалид, что колясочник, что есть определенного рода сложности, которые необходимо будет решать, сразу получаю либо напрямую отказ, либо – что "в дальнейшем с вами свяжутся"».
Пока статистика выглядит печально – из года в год количество трудоустроенных инвалидов неуклонно падает. За 2020 год в Свердловской области только четверть людей с ограниченными возможностями здоровья смогли найти себе работу.
По состоянию на 1 июня 2021 года на территории Свердловской области проживает более 264 тыс. инвалидов. Порядка 109 тысяч – люди трудоспособного возраста, из них работают 24,7 %. Остальные 75 % сидят дома, считая свой диагноз приговором. Получая карту инвалида, многие даже не догадываются, что имеют шанс трудоустроиться.
Анастасия Немец, сопредседатель регионального штаба ОНФ в Свердловской области: «Если инвалидность приобретенная, не каждый может, когда оформляет карту ИПРА, что он с этой инвалидностью может в последующем работать».
Другая проблема – нет единой базы данных. Предприятия и рады бы взять на работу человека с физическими ограничениями, но тоже не знают, где и как найти такого сотрудника. Искать друг друга соискателям и работодателям приходится по принципу сарафанного радио.
Павел Креков, заместитель губернатора Свердловской области: «Есть вопрос с информированием, с условиями и взаимной работой с контрольными органами, чтобы это не было дополнительной головной болью для работодателя, а он себя чувствовал более или менее спокойно и защищенно».
Общественники и чиновники уверены: нужно выстраивать новую систему взаимодействия между инвалидами, центрами занятости, бизнесом и региональным Минсоцполитики, в том числе по обмену данными будущих сотрудников. Пока же всё решается в адресном режиме в рамках проекта ОНФ «Улица неограниченных возможностей».
Альберт Мусин