Неизвестные в Екатеринбурге испортили фасад книжного магазина. Ущерб зданию нанесен колоссальный. В городах области похожие проблемы – уличные художники захватывают территории парков и мемориалов. Где заканчивается искусство и начинается вандализм и как уберечь архитектурные сооружения от надписей, которые не украшают, а только портят городскую среду?
Не скрывая лиц, решительным шагом малолетние художники направляются к фасаду «Дома книги» и начинают методично его расписывать. С первых минут становится ясно: до сходства с работами Микеланджело здесь далеко. Вместо сотворения Адама вандалы оставляют лишь невнятные теги.
Светлана Менщикова, генеральный директор «Дома книги»: «Через какое-то время они принесли сюда лестницу небольшую, залезли по ней и разукрасили стекло наверху. То есть это всё делалось не просто мимо проходя, как будто вызов: вы сделали такое красивое белое здание, а мы вам тут всё испортим».
И портить было что. Фасад здания «Дома книги» отреставрировали к мундиалю за 15 миллионов рублей. И теперь, кажется, его придется переделывать: краска въелась в мрамор, и камень придется полностью менять. А эти кадры сняты в Каменске-Уральском. Дети разрисовывают мемориал героям локальных войн. Одна из женщин не может пройти мимо и заставляет мальчишек оттирать художества. Отметились вандалы и в «Корабельной роще» – главном парке Первоуральска. Чистым и целым он был недолго. Надписи появились через пару недель после реконструкции. Не устояли скамейки и скалодром:
«Вот здесь взрослый парень брал и специально силой вырывал отсюда. Я видел два раза лично, как дядька ее приделывал».
Ловить тех, кто видит красоту в хаосе, теперь будут с помощью камер наблюдения и регулярных полицейских патрулей. Впрочем, истинные художники считают, что бороться с граффити-хулиганами силой бесполезно. Нужно, наоборот, перехватывать их творческую энергию и давать ей выход в более цивилизованной форме. К примеру, на бесплатных арт-фестивалях.
Катерина Кизюн, пресс-секретарь фестиваля «Стенограффия»: «У нас на фестивале есть такая форма "Вандал небезразличный". Мы предлагаем таким граффитчикам, у которых есть талант и желание что-то сделать, выразить это в другом немного поле, то есть мы можем дать краску, согласованную поверхность».
К сожалению, пока обратить в искусство удается лишь малую часть горе-художников. В основном Екатеринбург продолжает пестрить невразумительными тегами и подписями – чаще всего на центральных улицах. Жильцы знаменитого «дома-расчески» на Ленина решили объявить войну «шедеврам минимализма» и отремонтировать фасад.
Анна Балтина: «Здесь просто нужно работать с той молодежью, которая оставляет эти надписи, и говорить, что это плохо, что это вообще-то федеральный памятник, что здесь нельзя рисовать».
Предлагают художники и более сложный, но эффективный метод борьбы с тегами: в местах, где их больше всего, должны появиться большие эстетически приятные рисунки. Скорее всего, их портить молодежь уже постыдится.