Формулировка условия задания в ЕГЭ по математике, по мнению школьницы, была неоднозначной. И девочка истолковала её не так, как экзаменаторы.
О золотой медали Мария Зайцева теперь говорит в прошедшем времени. Её девочка лишилась из-за задачи про шоколадки.
«Шоколадка стоит 40 рублей. В воскресенье в супермаркете действует специальное предложение: заплатив за две шоколадки, покупатель получает три (одну в подарок)».
Эта задача попалась Марии на ЕГЭ по базовой математике. Девочка была уверена, что решила её правильно, но за задание ей поставили 0 баллов. Вместо долгожданной пятёрки выпускница получила четыре. И только потому, считает выпускница, что условие задачи было сформулировано некорректно. Марию смутило слово «получать» – она подумала, что имеется в виду: бесплатно.
Мария Зайцева, выпускница гимназии № 39 Екатеринбурга: «Сформулировано с двойным контекстом, потому что я посмотрела в словарях значение слова. У людей других спрашивала, как они считают, и очень многие тоже считают, что может быть двойной ответ, воспринимай, как хочешь».
Баллы выпускница решила оспорить. Вместе с мамой они подали апелляцию, но её отклонили. Тогда Наталья написала заявление министру образования и молодёжной политики Свердловской области, а также руководителю КИМ по математике.
Наталья Зайцева, мама Марии: «Хотелось бы, чтобы разработчики более корректно составляли вопросы. Дети не должны угадывать логику составителя задачи. Мы играли в угадайку. Золотая медаль дала бы ей несколько дополнительных баллов, в зависимости от вуза, то есть максимальное количество – 10, их она не досчиталась».
О ситуации уже знают в Рособрнадзоре. По мнению специалистов, оснований оспаривать оценку нет.
Пресс-служба Рособрнадзора: «В обсуждаемой задаче чётко описана практическая ситуация, не допускающая двусмысленности в трактовке. В частности, в условии чётко указано, сколько шоколадок получит покупатель: «заплатив за две шоколадки, покупатель получает три (одну в подарок)». Соответственно, имеется однозначная трактовка слова «получить» в вопросе задачи и однозначный ответ».
В том, что в данном случае у слова может быть только одно значение, уверены и филологи. Глагол «получать», по словам специалистов, употреблён верно.
Ирина Вепрева, доктор филологических наук: «У глагола «получить» широкое значение, где может быть действительно и за деньги, и без денег. Но первая часть задачи чётко формулируется, за что покупатель получает три шоколадки. Надо заплатить, тогда ты получаешь третью бесплатно».
Расстраиваться из-за оценок не стоит, советуют психологи. Лучше всего в подобной ситуации взглянуть на неё с другой стороны.
Ирина Тебенёва, психолог: «Я бы пересматривала это в сторону опыта, который будет тебе психологически понятен. Ты попал в серьёзную передрягу, ты её вынес, вышел с достоинством. Главное – не закопаться в вину, в неприятие».
Но надежды получить золотую медаль Мария всё же не теряет. Верит, что оценку могут пересмотреть. Сейчас выпускница готовит документы в юридический и лингвистический вузы.
Ксения Коросткина