А что, если конец света? Об этом задумались уральцы, которые помнят, что 1ое марта в России – день гражданской обороны. Неважно, что станет причиной апокалипсиса – стихийное бедствие или ядерная война, – найти укрытие в Свердловской области можно. Корреспондент «Событий» Николай Палкин посетил несколько из них.
Дорога от Екатеринбурга до заброшенного бункера занимает не больше получаса. Оставляем машину недалеко от поселка Исток, дальше идем пешком по лесу, через сугробы до колючей проволоки.
Андрей Гусельников, журналист, создатель паблика «Расследования и портреты»: «До этого места от ближайших садов буквально полкилометра. Мы находимся, по сути, в черте города. И мы видим, что попасть сюда может любой желающий. – А во время, когда этот объект действовал, он как охранялся? – В советские годы вся территория объекта по периметру была окружена несколькими рядами колючей проволоки, вот как мы сейчас видим. По крайней мере один из рядов колючей проволоки всегда находился под напряжением. Вот, как я предполагаю, вот этот средний ряд, где есть опоры под электрокабель».
В советские годы здесь находилась секретная военная часть. Бункер тщательно замаскирован, с воздуха его не видно. Да и проходя мимо, не сразу поймешь: внутри небольшого лесного холма скрывается заброшенное хранилище ядерных ракет площадью больше тысячи квадратных метров.
Андрей Гусельников, журналист, создатель паблика «Расследования и портреты»: «Пробраться внутрь можно без какого-то дополнительного снаряжения, я правильно понимаю, что раньше здесь были двери? – Я так понимаю, тут было несколько рядов дверей, достаточно массивных. Видимо, металл плюс бетон».
Тех, кто здесь работал, называли «глухонемые»: они давали пожизненную подписку о неразглашении гостайны. Вход в подземелье настолько широкий, что при желании сюда можно загнать грузовик. Внутри просторный зал и целый лабиринт из коридоров и помещений: душевые, раздевалки, множество комнат. Раньше они обогревались, было и электричество. В случае необходимости объект становился автономным:
«Это дизель-генераторная, то есть это помещение, в котором находились дизель-генераторы. А вот это вот, можно предположить, что это была емкость под дизтопливо».
Отопления внутри убежища нет давно. Впрочем, температура здесь выше, чем на улице. Объект перестал действовать еще в 1980-е годы. Охотники за цветметом давно унесли последние трубы. Остались разве что стены – они до сих пор хранят память о тех, кто здесь работал. А это действующий бункер. От внешнего воздействия его защищает ряд герметичных дверей, они способны выдержать мощную ударную волну. Здесь будет располагаться своеобразный пункт управления. Отсюда будет осуществляться связь с внешним миром. Убежище расположено на территории одного из свердловских заводов. Случись катастрофа, война или стихийное бедствие, здесь может одновременно укрыться почти тысяча человек.
Николай Болонин, главный специалист группы ГО и ЧС и обеспечения пожарной безопасности завода: «Сооружение оборудовано, естественно, средствами пожарной безопасности: противопожарный водопровод, огнетушители, автоматическая пожарная сигнализация, автоматическая охранная сигнализация».
Глубина бункера – примерно шесть метров. Для того чтобы подготовить укрытие – собрать спальные места, заготовить еду и воду, – понадобится около шести часов. Запасов продовольствия хватит на двое суток.
Павел Петров, ведущий специалист группы ГО и ЧС и обеспечения пожарной безопасности завода: «Здесь располагаются люди таким образом, что три человека сидят, один человек лежит, отдыхает в лежачем положении. Постепенно они меняются, то есть в течение двух суток люди должны отдохнуть все».
Только на территории этого завода восемь бункеров. В случае ЧС здесь смогут спастись больше четырех тысяч уральцев. И подобные убежища можно найти по всей Свердловской области.
Николай Палкин