Это подтвердила новый детский омбудсмен региона Татьяна Титова в программе «Акцент» на ОТВ.
По её словам, за первый месяц работы она увидела чёткую тенденцию: именно взрослые используют этот механизм, тогда как дети предпочитают оставаться в стороне — хотя формально никаких возрастных ограничений для них нет.
Обращения чаще всего связаны с конфликтами родителей после развода. Это, прежде всего алиментные обязательства, порядок общения с ребёнком, определение места жительства, ситуации, когда один из родителей препятствует встречам с ребёнком.
Причём, по словам уполномоченного, за последнюю неделю всё чаще приходят именно отцы:
«Активно обращаются отцы, которые наблюдают, что не исполняются решения, и мамы препятствуют тому, чтобы у них было общение с ребёнком».
Титова подчёркивает: каждая история — глубоко индивидуальна, но проблема в целом одна — система, созданная для защиты детских прав, используется взрослыми как инструмент в их собственных спорах.
Буллинг теперь фиксируют даже в детских садах — и нередко от взрослых
Ещё одна тема, которая всё чаще появляется в обращениях, — буллинг. И если раньше в поле внимания были школьники, то сейчас сигналов много даже о самых маленьких.
«Стало появляться это слово, и слово “травля” даже чаще звучит в обращениях. Не только между детьми… есть обращения, которые касаются отношений воспитателей по отношению к детям», — говорит омбудсмен.
Это один из самых тревожных выводов: жалобы поступают не только на детские конфликты, но и на случаи грубого поведения взрослых по отношению к дошкольникам. Титова уточняет, что значительная часть жалоб эмоциональна, и каждую ситуацию приходится «исследовать», подключая психологов, соцслужбы, администрацию садиков и школ.
Ранее глава департамента образования Екатеринбурга отмечала, что проблема школьного буллинга вышла из острой фазы.
Почему агрессии становится больше
По мнению Татьяны Титовой, причина комплексная:
— перегруз педагогов,
— нехватка кадров,
— эмоциональная усталость,
— изменения в поведении детей.
«Дети сейчас очень живые, многие чересчур живые… Сейчас дети могут и не знать, не понимать авторитетов. Немножко модели меняются. Многие проблемы начинаются дома — из-за атмосферы в семье, отсутствия поддержки или внимания», — объясняет омбудсмен.
Ранее Татьяна Титова отмечала, что учителя не могут прикасаться к детям.
Детские права существуют, но сами дети ими почти не пользуются
Сегодня в центре конфликтов вокруг детей стоят в первую очередь взрослые. Они же обращаются, они же решают, они же спорят. Дети редко идут за помощью сами — и потому многие проблемы становятся видны только тогда, когда дорастают до уровня семейных конфликтов или открытого буллинга.
Больше по этой теме:
В России предложили ввести штрафы за буллинг в школах и интернете
Травля в интернете довела до полиции. В Екатеринбурге мать вступилась за своего ребёнка и избила соседского мальчика прямо на детской площадке.
Как помочь ребенку выстроить гармоничные отношения с учителями: советы психолога
