В Екатеринбурге в центре «Эрмитаж – Урал» с 4 августа по 2 октября пройдёт выставка русского авангарда «Великий переход». В экспозиции будут представлены более 50 произведений искусства.
Название выставки не только рифмуется с той революционной трансформацией, которая произошла в русском искусстве рубежа веков, когда родилось уникальное явление мировой культуры – русский авангард, но и олицетворяет совсем недавний сложный «переход» с выставки на Корейском полуострове.
В экспозицию войдёт более 50 произведений, как ведущих мастеров, так и малоизвестных или неизвестных художников, чьи работы попали в музей в 1920-м году из Государственного музейного фонда. Отдельно нужно выделить картины, которые никогда не выставлялись и незнакомы не только публике, но и специалистам – они будут представлены на выставке впервые после реставрации.
Коллекцию Екатеринбургского музея отличает наличие этапных, значимых в творческой биографии художников произведений, представляющих все основные направления авангарда.
На выставке можно будет увидеть работы, которые, по сути, являются предавангардом – в них еще сильны импрессионистические или символистские корни (как, например, в картине Всеволода Ульянова «Красные кони»).
Также в экспозиции будут представлены поздние картины художников авангарда, которые в 1920-е годы возвращались к классическим принципам (это работы Ильи Машкова «Натюрморт с красной рыбой», Петра Кончаловского «Мальвы»), однако участие этих произведений в выставке является важным, так как дает расширенную панораму авангардного движения, показывает его истоки и исходы.
Самое раннее из направлений – неопримитивизм – будет представлено картинами Михаила Ларионова «Улица в провинции» и «Еврейская Венера», Наталии Гончаровой «Косари», Ольги Розановой «Портрет сестры, Анны Владимировны Розановой».
Екатеринбургский музей обладает и превосходной коллекцией «московских сезаннистов», среди них – картины Петра Кончаловского «Портрет художника Василия Рождественского», Александра Куприна «Натюрморт с курительной трубкой», Аристарха Лентулова «Молочница», Ильи Машкова «Портрет дамы в кресле», Роберта Фалька «Девочка в кресле» и другие. Кубофутуризм ярко демонстрируют картины Надежды Удальцовой «Кухня», Натана Певзнера «Блокнот», Петра Соколова «Беспредметная композиция».
Гордостью коллекции являются безусловный шедевр Василия Кандинского «Импровизация № 217. Серый овал» и «Супрематизм» Казимира Малевича, датируемый 1915 годом. Последователи мастера на пути супрематизма будут представлены работами Ольги Розановой, Ивана Клюна, Любови Поповой, Сергея Сенькина. Принадлежащую нашему музею «Беспредметную композицию» Александра Родченко, созданную в 1919 году, можно назвать одной из самых масштабных и значимых работ художника конца 1910-х годов.
Направление, образовавшееся в послереволюционный период в противовес беспредметному творчеству, было названо его создателем Давидом Штеренбергом обжективизм. Минималистские натюрморты самого мэтра и его соратников также будут представлены в экспозиции.
Выставка «Великий переход» наглядно и убедительно продемонстрирует яркую картину художественной жизни 1910-х – 1920-х годов, прослеживая развитие и своеобразный переход русского авангарда от неопримитивизма и кубофутуризма к абстракции и конструктивизму, оказавших кардинальное влияние на художественную культуру XX века.