Этот город называют родиной русского расписного железного подноса. Мы продолжаем серию специальных репортажей, приуроченных к 300-летию Нижнего Тагила.
На этом панно поместились бы блюда и сладости всего мира. Точная копия тагильского подноса даже попала в Книгу рекордов России. На нём уральцы изобразили площадь перед зданием главного заводоуправления Демидовых.
Антонина Бунькова, руководитель службы развития нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал»: «Решёточка этих бортов ровно такая, какая она была на подносах XIX века. Сохранён этот прекрасный золотой трафарет, выполненный в ручную мастерицами. Идеально ровное зеркало подноса».
Создавал лаковые подносы в Нижнем Тагиле в XIX веке один мастер – Исаак Худояров. Работал и жил он в небольшом деревянном доме. На первом этаже располагалась мастерская, а на втором комнаты. У Исаака Фёдоровича была большая семья. Со своими 13 детьми опытный умелец делился секретами ремесла.
Анна Ожегова, научный сотрудник этнографического комплекса нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал»: «У Худояровых промысел передавался из поколения в поколение. Первые Худояровы Фёдор и Вавила лучше всего владели секретами изготовления хрустального лака особенно прочного и прозрачного».
Сегодня росписью занимаются не предки Худоярова, а десятки мастеров из разных уголков страны.
Светлана Парышева, художница: «Я беру жёлтый на носочек и красный на пяточку, делаю дорожку. Кисточка получается плоская, и сразу получается маховый мазочек. Махом я делаю от начала до конца один и тот же мазочек».
Но лаковые подносы не единственное, чем гордится Нижний Тагил. Около 100 лет назад в господском доме Демидовых нашли загадочную работу «Тагильскую Мадонну». Экспертиза показала, что картине Рафаэля Санти больше пяти веков.
Ксения Чиркова, старший научный сотрудник Нижнетагильского музея изобразительных искусств: «Картину нашли на чердаке господского дома Демидовых, и она была разделена на две части. Несмотря на многочисленные реставрации, скол до сих пор присутствует. Его можно заметить, глядя на работу, и большая часть служила столешницей, а узкая – ступенькой».
С трепетом в Нижнем Тагиле относятся не только к многовековым картинам, но и к культуре. После ремонта драматический театр не уступает ведущим сценам России.
Игорь Булыгин, художественный руководитель Нижнетагильского драматического театра: «Всё наше хозяйство и декорации подвешены. Они двигаются. При этом может двигаться круг. При вращении круга могут подниматься и опускаться люки провалов, которых у нас восемь штук. Всё это управляется одним человеком».
Теперь местный драмтеатр может встречать на своей сцене артистов любых, в том числе и столичных театров. В пятый раз Нижний Тагил принимает у себя в гостях 16 лучших спектаклей из разных городов России, но такой фурор здесь впервые.
Кирилл Крок, директор Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова: «Я зашёл в театр и буквально открыл рот от той неописуемой красоты, которую увидел. Артисты наши, когда зашли в гримёрки, в один голос стали восклицать: «Кирилл Игоревич, смотрите, прямо как у нас!» Такое отношение к своему дому может вызывать только уважение!».
Тагильчане и дальше продолжают сохранять культурное наследие. Берегут дело жизни своих предков, реставрируют картины и здания – а это лучший подарок своему городу на 300-летний юбилей.
Кристина Прилуцкая