Учитель под давлением: митрополит Евгений — о буллинге, камерах в классах и возвращении уважения

Владыка Евгений объясняет, почему школа стала агрессивнее, зачем закреплять статус учителя «при исполнении» и как штрафы для родителей могут остудить пыл самых дерзких подростков.

эксклюзив
186
06 декабря 2025 в 18:02
Учитель под давлением: митрополит Евгений — о буллинге, камерах в классах и возвращении уважения

Тема авторитета учителя и конфликтных ситуациях между педагогом и учеником сегодня звучит громче, чем когда-либо.

Общество спорит: где заканчиваются права ребёнка и начинается ответственность родителей? Должен ли учитель просто «выполнять свою работу» или он все-таки имеет моральное и юридическое право на уважение?

На эти вопросы митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений отвечает: если мы хотим сохранить школу как институт, педагога нужно защищать — и законодательством, и общественным консенсусом.


«Все хотят, чтобы наших детей учили хорошие учителя. Но кто защитит этих людей?»

Качественное образование невозможно без сильных педагогов. Но сегодня именно они оказываются в самом уязвимом положении.

«Все хотят, чтобы наших детей учили хорошие, талантливые, харизматичные учителя. Но если в классе к нему проявляют неуважение, если над ним издеваются, а школа его не защищает, талантливый человек махнёт рукой и скажет: пойду работать курьером, где меня хотя бы не унизят», — рассказал митрополит в программе “Акцент” на ОТВ.

По его словам, речь идёт не о единичных случаях, а о системной проблеме. Общество изменилось: социальные сети, публичные конфликты, привычка записывать учителей на видео — всё это создаёт давящую среду, в которой педагог вынужден работать без чётких правил и без реальной поддержки.


Учителю нужен особый статус

Владыка Евгений предлагает закрепить особый статус учителя, аналогичный статусу полицейского или врача.

«Учитель находится при исполнении. На нём очень много ответственности. И эта ответственность должна быть ограждена определённым статусом», — подчёркивает он.

По мнению Митрополита Верхотурского и Екатеринбургского Евгения, школа — это общественное пространство. А значит, законы, действующие в обществе, должны работать и здесь. Например, закон о защите русского языка, который формально распространяется даже на нецензурную брань детей, но практически не исполняется.



Буллинг, ругань, съёмка на телефон: как остановить беспредел?

Митрополит называет проблему прямо: среда в школе стала агрессивной:

«Сегодня информационное общество, социальные сети… Этого не было раньше. Учителю было проще. Среда стала более агрессивной, и мы должны уберечь учителя».

Владыка назвал несколько инструментов, которые помогут контролировать порядок в школах и защищать педагогов:

  • Видеофиксация в классах

«Полицейские носят камеры. Я думаю, что и учителя стоит защитить таким образом», - отмечает Владыка Евгений.

  • Административная ответственность родителей.

По мнению Митрополита, штрафы, которые будут выписаны первым 10–20 родителям, быстро охладят пыл неуемных детей.

Психолог филиала «Детство» Свердловской областной клинической психиатрической больницы Юлия Малафеева также считает, что дети стали плохо контролировать эмоции, а, значит, родителей пора штрафовать.

  • Чёткие инструкции для школ и педагогов 

Учитель сегодня действует на интуиции — и это неправильно.

«Мы не должны ставить педагога в такую ситуацию, что он не знает, что делать, когда перед ним разбушевавшийся ребёнок. Должен быть понятный алгоритм, защищающий педагога», - считает Митрополит Евгений.

Владыка напомнил об истории Сергея Перминова — учителя, который оказался в центре конфликта и был фактически оставлен один на один с проблемой:

«Ему не дали инструкцию, как себя вести. Ты учитель — ты и разбирайся. Но так быть не должно».



А можно ли учителю применять физические методы воздействия?

«Помню 3–4 деревянные линейки, которые были сломаны о затылки моих одноклассников. Моя голова избежала такого наказания», - вспоминает свои школьные годы Владыка Евгений.

Однако сразу уточняет — к прошлому возвращаться нельзя:

«Ломать линейку о голову не стоит. Технологии поменялись, да и дети тоже. Нужно чётко определить, что учитель может, а что нет».

Ранее новый уполномоченный по правам ребёнка в Свердловской области Татьяна Титова отмечала, что учителя не могут прикасаться к детям, а игнорирование агрессии школьника говорит о достоинстве учителя.


Пора создавать комплексную систему защиты учителей

Митрополит подчёркивает: никто не предлагает карать детей за ошибки. Речь о системном подходе, который позволит всем участникам процесса понимать границы дозволенного.

«Учителю необходимо дать правила, как полицейскому дают правила дорожного движения. Ознакомить учеников и родителей. Если эти правила нарушаются, родители несут ответственность. Если учитель превышает полномочия — это тоже должно быть определено», - считает Митрополит Верхотурский и Екатеринбургский Евгений.

Владыка готов лично участвовать в разработке законодательных норм — «если будет создан такой комитет».


Больше по этой теме:

Секреты противостояния буллингу: советы психолога

В России предложили ввести штрафы за буллинг в школах и интернете

Как помочь ребенку выстроить гармоничные отношения с учителями: советы психолога

Поделиться:

Главные темы

Эксклюзив

Уникальные новости 

Губернатор Свердловской области

Актуальные новости о деятельности главы региона