Перевязку на сегодня закончили, рану промыли, она почти зажила. Завтра приходите на повторную, можете идти. Следующий. Всего в военно-санитарном поезде было до 20 вагонов. Каждый из них имел своё назначение. Это вагон-аптека, где хранились и изготавливались лекарства, вагон-перевязочная и вагон для раненных бойцов. Здесь размещались койки с двух сторон в несколько ярусов. И на самых нижних находились бойцы с самыми тяжёлыми ранениями. Медицинская помощь и уход за ранеными здесь были не хуже, чем в стационарной больнице. Ведь нередко дорога до госпиталя занимала больше 20 дней. В экстренных ситуациях в санитарных вагонах даже проводили операции.
«Во время операции всё это очищалось, проводилась санитарная обработка, и можно было проводить операции. Пол вагонов был подготовлен, были сливные отверстия, кровостоки, что обеспечивало нормальную работу», – начальник экскурсионного отдела музейного комплекса УГМК Григорий Павлюков.
За годы войны санитарные поезда эвакуировали больше 5 миллионов солдат. Больше половины бойцов после лечения вернулись в строй, чтобы приблизить День Победы. Мы прибыли на станцию «Узловая». Время 14:35 и буквально недавно в громкоговорители объявили отправление следующего поезда. Эта станция выглядит точно также как в годы Великой Отечественной войны. Сотрудники музейного комплекса воссоздали бережно в деталях её по архивным фотографиям 1943 года. Правда, находилась она не в Верхней Пышме, а в Ревде. В 1941 железная дорога стала связующей артерией между фронтом и тылом. На Урал, в западную Сибирь и северный Казахстан перевезли больше 2,5 тысяч промышленных и сельскохозяйственных предприятий.
«Мы видим на грузовой платформе Локомобиль. Фактически он представлял собой передвижной паровой двигатель. Благодаря ему в тылу обеспечивалась работа сельскохозяйственной техники, различных мельниц, веелок, молотилок».
Так же по железной дороге перевозили военную технику: танки, пушки и миномёты. На путях работали ремонтные эшелоны.
«Железнодорожникам приходилось восстанавливать огромное количество ж/д путей. Известная цифра – 120 тысяч км ж/д путей были отремонтированы».
Поезда и санитарные вагоны времён Великой Отечественной войны можно будет увидеть до конца лета.
Кристина Прилуцкая