Детей из детского дома можно не только усыновить или взять под опеку. Желающие помочь подросткам могут стать их наставниками. Важно, чтобы они подходили друг другу по темпераменту и интересам.
Из реабилитационного центра 16-летняя Кира бежит в объятия Алёны. Для подростка женщина настоящий друг и наставник. Знакомы они уже больше года. Раз в неделю Алёна приезжает навестить девочку. Они гуляют, общаются и ходят по магазинам.
Познакомились Алёна и Кира благодаря проекту «Наставничество». Женщина мечтала помогать детям, которые остались без родителей и вот-вот сами войдут во взрослую жизнь. Кира подала заявку в проект, потому что хотела найти для себя поддержку и взрослое плечо.
Кира Филиппова, воспитанница социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних: «Ко мне подошли, сказали, Кир, тебе нашли наставника. Мне дали её номер, чтобы я с ней поговорила, ждала очень сильно встречи, хотела узнать, какая она».
Для Алёны это уже второй ребёнок в проекте, первый выпустился и живёт самостоятельно. Чтобы стать другом и хорошим наставником, Алёна несколько месяцев готовилась и проходила тренинги у психологов. Там учили смотреть на подопечных без розовых очков и рассказывали, как действовать в экстренных ситуациях.
Пару наставник – ребёнок подбирают психологи. Важно, чтобы они подходили друг другу по темпераменту и интересам. Для кандидатов есть условие: встречаться с ребёнком не реже раза в неделю и продолжать общение минимум один год.
Вероника Васильева, психолог: «Составляю микро-портрет наставника. Я понимаю, какой у него темперамент, что он ожидает от проекта и что он может дать ребёнку. С детьми я тоже знакомлюсь с каждым самостоятельно. Это такая небольшая беседа, где я тоже узнаю ребёнка, что он ждёт, что бы он хотел поделать с наставником, что он хотел бы узнать и чему научиться».
«Наставничество» работает уже два года, за это время психологам удалось создать 54 успешные пары. Взрослые учат детей финансовой грамотности, оплачивать коммунальные услуги самостоятельно и заводить новых друзей.
Оксана Тренкина, руководитель проекта «Наставничество»: «Мы берём детей, которые не хотят идти в приёмную семью, не готовы на это. А по результатам общения с наставником ребёнок понял, что есть нормальные, хорошие, адекватные взрослые, с которыми можно общаться, которым можно доверять, в результате согласился на предложение детского дома уйти в семью».
По словам организаторов, далеко не каждый желающий может стать другом для подростка из детского дома. Из группы в 19 человек до встречи с подопечным дойдут только 3-4 человека. Кто-то отсеется сам, кого-то не пропустят психологи. Но желающих с каждым набором всё больше и больше.
Алексей Скоробогатов, участник проекта «Наставничество»: «Я сам без отца рос и я понимаю, когда идёт однобокое воспитание или вообще нет родителей. Человеку сложнее социализироваться».
Надежда Усманова, участница проекта: «Вот у меня нет детей, я подумала, что я смогу реализовать этот потенциал с детьми-сиротами, помогая им таким образом. Есть ресурс, который я могу дать этим детям».
Сейчас своего старшего друга ждут около 50 детей-сирот. В месяц у организаторов проекта получается знакомить не больше трёх пар.
Анастасия Хлевная