Жителям поселка на окраине Ревды отступать некуда: к их домам подбирается кладбище. Несмотря на то, что соседи никогда не шумят, от такой тишины жутко, сетуют местные жители.
Высокие деревья и глубокие траншеи. Желая отгородиться от кладбища, жители Барановки разве что китайскую стену не построили! Но ничего не помогает: обитатели мрачного погоста о себе напоминают.
Леонид Борисенко, житель Ревды: «Венки катались у нас по огороду! Вот соседи – они не дадут соврать. У меня жена начала ругаться, чтобы не видела, я утром вставал, эти венки собирал и убирал, чтобы она не видела».
Почти 100-летнее кладбище, усыпанное надгробиями и крестами, раскинулось на окраине Ревды. Хоронить здесь людей начали ещё в 30-е годы прошлого века и продолжают это делать до сих пор. Сегодня ревдинская долина скорби занимает 40 гектаров и продолжает расти.
Это небольшое поле – последняя свободная территория на городском кладбище. Заполнится она очень быстро, учитывая, что ежегодно на погосте хоронят около тысячи человек.
Жители частного сектора, которые живут с другого конца поля, наблюдая за происходящим, бьют тревогу. Они всерьёз опасаются, что очень скоро кресты окажутся у них под окнами – и опасения имеют все основания. Местные жители показывают захоронения, сделанные летом прошлого года. Могилы находятся в отдалении от погоста.
Со стремительно растущим кладбищем жители Барановки воюют уже много лет. Они уверены – если копать могилы здесь не прекратят, погост подойдёт вплотную к их домам. По словам экологов, в данном случае санитарно-защитная зона должна составлять не менее 500 метров.
Евгений Тюльканов, председатель окружной гильдии экологов: «Разложение останков в почве – это могут быть бактерии, органические соединения, оксиды азота, тяжёлые металлы. Они могут поступать в природную среду, тем самым воздействуя на поверхностные талые воды. Подземные источники могут подвергаться заражению».
В администрации Ревды о вынужденном соседстве живых и мёртвых знают. Но заявляют – пока санитарно-защитная зона не нарушена. Хотя места на кладбище заканчиваются.
Сергей Филиппов, заместитель директора управления городским хозяйством: «Волнение в том, что движение захоронений идёт в сторону улицы Первомайская. Если раньше захоронения были в ту зону, то сейчас эта зона у нас практически заполнилась, сейчас идёт захоронение здесь. И это единственная свободная площадка».
В администрации заявляют – уже ведут поиск нового места под городской погост, а пока, чтобы разделить миры живых и мёртвых, на спорной границе кладбища обещают установить бетонный забор. Плиты уже закупили.
Юлия Першина