Кредит взяла, но машину не получила: жительница Екатеринбурга уже после подписания договора поняла, что условия сделки ее не устраивают, да и автомобиль продавцы всё никак не отдавали.
«Я вышла из салона, у меня слезы, я вообще не поняла, что произошло».
Татьяна скрывает свое лицо и не называет фамилию. Женщине стыдно, что она стала жертвой манипуляции продавцов. Горожанка мечтала о новом кроссовере и оформила кредит в автосалоне на 1 миллион 300 тысяч рублей. С момента сделки прошел уже месяц, но свою машину Татьяна так и не увидела, а банку осталась должна с учетом процентов 2 с лишним миллиона.
Татьяна, жительница Екатеринбурга: «Они меня провели к менеджеру и дали список, по которому я должна была действовать. Сказать, что зарплата у меня не 50 тысяч, а 190, и что я не медсестра, а заведующая отделением. – Сколько готовы платить в месяц? – До 60 тысяч. – А, ну всё, ждите одобрения».
Сегодня Татьяна вспоминает, как проходила сделка. Со слов пострадавшей, чтобы банки одобрили заём, в автосалоне ей предложили приукрасить информацию о заработке: якобы получает почти 200 тысяч в месяц, а платить по кредиту собирается 60. Сделка длилась 6,5 часов, ожидание скрасили 2 бутылками игристого.
Дмитрий Рассохин, кандидат психологических наук: «Хороший продавец ищет потребность, он ищет там, где человеку надо, и начинает делать предложение, от которого человек не сможет отказаться. Это и делают продавцы – они создают такой накат общения, когда человеку не дают подумать, его вырывают из мыслительного процесса, ему не дают осознать».
В итоге, согласно договору, за машину Татьяна должна платить по 22 тысячи рублей в месяц в течение 8 лет. Теперь пострадавшая опомнилась и хочет расторгнуть договор:
«Вас же никто не заставлял, не принуждал, давление не оказывали? Мы же не цербер, не тюрьма. Ну не нужна вам машина – пожалуйста, нет. Вы в состоянии аффекта были? – Возможно, да. – Тогда нужно медицинское заключение».
По словам правозащитников, аннулировать такие кредитные договоры почти невозможно – они оформлены с согласия покупателя.
Янина Голубева, директор Екатеринбургского центра защиты потребителей: «Если есть непонимание условий, можно обратиться к нам, прислать договор, мы его бесплатно посмотрим и дадим советы, на что обратить внимание, что исключить, а может, дадим совет вообще не подписывать».
Чтобы быстро продавать, менеджеры проходят специальное обучение. Главное – выявить потребности покупателя.
Ольга Акимова, коуч по продажам: «Сперва мы выбираем скрипты продаж, далее выбирается целевая аудитория – для кого это продается. Также прорисовывается портрет покупателя. Это шаги, которые продавец совершает на пути к покупателю, выявляя его ценности – успех, здоровье, общее улучшение жизни».
После долгих обсуждений продавцы всё-таки соглашаются аннулировать договор. В течение 3 дней автосалон обязуется перевести деньги на счет Татьяны, и она сможет погасить кредит в банке. Машина остается у дилера, женщина никому ничего не должна. Она настоятельно рекомендует будущим покупателям подумать, прежде чем соглашаться на сделку:
«Внимательно читать договор и желательно не ходить одной в салон на оформление таких документов».
Диана Ковандо